Дисграфия: симптомы и лечение

Дисграфия

Дисграфия: симптомы и лечение

Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе письменной речи.

Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения.

Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

По степени выраженности расстройств процесса письма в логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения.

Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата.

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Причины дисграфии

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку психоречевого развития.

К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР.

К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения.

В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается.

При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

Классификация дисграфии

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.

https://www.youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y

Современная классификация выделяет:

I. Специфические нарушения письма

1. Дисграфии:

  • 1.1. Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • 1.2. Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).

2. Дизорфографии:

  • 2.1. Морфологические дизорфографии.
  • 2.2. Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка.

Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж); искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов); нарушением слитности и раздельности написания слов; аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении). Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет).

В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е.

у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих – шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат – их компонентами).

Дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза характеризует нарушение деления слов на слоги, а предложений на слова.

При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия характеризуется множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы.

Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, – о вербальной оптической дисграфии.

К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв (л вместо м; х вместо ж и наоборот), зеркальное написание букв.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Диагностика дисграфии

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.

Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов. На первом проводится изучение и анализ письменных работ.

Для выяснения возможных причин дисграфии внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка; обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха. Затем исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука и т. д.

Важное место при обследовании лиц с дисграфией занимает оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.

Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п.

На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

Коррекция дисграфии

Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи.

Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.

Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).

Прогноз и профилактика дисграфии

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте.

В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysgraphia

Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать?

Дисграфия: симптомы и лечение

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе.

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков.

Вместо “п” пишет “б”, вместо “т” — “д”, неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните “предложение” — “бретлошение” и “предложение” — “придложение”. В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно.

Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя.

В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого “дисграфик” не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая “не ходит одна”: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Виды дисграфии

  • Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов (“хороший кошка”, “красивый солнце” и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить.

Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения.

Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии.

Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии.

Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки.

Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение.

В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Что делать учителю и родителям?

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не нужно забывать, что “дисграфик” очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Итог

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Фото дисграфии

Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.

Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, вышлите в редакцию для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/156-1-0-5018

Какие причины заболевания дисграфии – диагностика и лечение

Дисграфия: симптомы и лечение

Проблемы с процессом письма, известные, как дисграфия у детей или взрослых, характеризуются специфичными ошибками. Данные проявления безошибочно свидетельствуют о нарушениях деятельности отделов мозга и связей между ними. Узкопрофильным специалистам-медикам этого вполне достаточно для постановки диагноза, а как определить дисграфию самостоятельно, будет рассказано в настоящей статье.

Основные симптомы дисграфии

Симтоматика устанавливается в ходе тестирования по следующим признакам:

  • проблемы с восприятием речи на слух;
  • любые трудности при письме;
  • специфичные ошибки в словах, коротких предложениях;
  • невозможность распознать разницу между похожими буквами, зеркально расположенными символами, слабая ориентация в цветах и пространственном расположении предметов (при попытке объяснить все это вслух).

Важно. Одним из основных видов проверки остается диктант: он позволяет выявить и распознать типичные ошибки, характерные для дисграфии.

Диагностика

Чаще всего обследование на предмет выявления возможного заболевания проводит комиссия в составе невролога (невропатолога), офтальмолога (окулиста), ЛОРа, а также логопеда.

Признаками болезни являются специфичные перестановки, замены, обрывы или дописывания букв, слогов, практически никоим образом не зависящие от уровня грамотности.

Речь идет об искаженном восприятии фонем и сбое на уровне их анализа в мозговых центрах.

При этом единичные ошибки не могут быть классифицированы, как критерии оценки заболевания. Изменение наклона букв, их разная высота, подмена заглавных символов строчными (и наоборот) относятся к характерным проявлениям отклонений, но окончательный диагноз можно будет поставить только после того, как ребенок в достаточной степени выучится писать. Это примерно возраст 8-9 лет.

Вообще пациенты с синдромом дисграфии пишут очень медленно, почерк у них трудно определить визуально. При смешанной форме (нарушение артикуляции и плохое слуховое восприятие) ситуация буквально выглядит так: что говорю (слышу), то и пишу, то есть огрехи устной речи автоматически переносятся в письменную.

Случаются и другие проявления: замены схожих на слух фонем (свистящих, шипящих, твердых, мягких, глухих и звонких) или путаница с падежами, окончаниями, приставками и суффиксами. Педагоги утверждают, что нарушенный языковый анализ с неправильным синтезом (неспособность правильно различить слоги в слове и слова в предложениях) – типичная проблема большинства школьников.

Кроме указанных, в диагностике дисграфии могут проявляться абсолютно несвязанные с речью симптомы: плохая память, забывчивость, легкая отвлекаемость, неспособность сосредоточиться, вялость при выполнении заданий либо же повышенная активность и возбудимость.

Последствия дисграфии

Невыявленное вовремя заболевание, в силу своей нейрологической природы, грозит развитием серьезных проблем со здоровьем: ребенок не сможет нормально читать, писать, адекватно воспринимать информацию, ему будет крайне сложно освоить школьную программу по родному языку, литературе и чтению.

Любая деятельность, связанная с письмом, восприятием символов и текстов, будет вгонять пациента в ступор. Далее, неспособность к нормальной реакции на порядок символов приведет к ошибкам в математике, где особенно важна точность расположения цифр, правильность вычисления.

Такому ребенку почти невозможно объяснить разницу в терминологии «больше на…» и «больше в…», довольно часто используемой в арифметических примерах. Это, в свою очередь, повлечет за собой отставание в усвоении предметов, информационный голод, неуспеваемость.

Усугубляют ситуацию нестабильная психика таких больных: мнительность, быстрая возбудимость, тревожность, высокая утомляемость, занижение своих способностей. По статистике, до 80 % будущих хулиганов и правонарушителей страдали дисграфией той или иной степени тяжести.

Виды лечения заболевания

Пациенты с проявлениями недуга однозначно должны пройти курс реабилитации, коррекции дисграфии, направленный на формирование правильного восприятия и выработку навыков письма.

Механическое исправление допущенных ошибок ни к чему не приведет: проблема никуда не исчезнет, поскольку мозг будет все так же искаженно анализировать и синтезировать символы, слоги, части речи.

Кроме распространенных логопедических методов существуют более современные, комплексные циклы для реабилитации больных дисграфией.

Конкретные упражнения выбираются с учетом специфики проявлений заболевания. В общем, логопедическая коррекция должна быть направлена на формирование правильного произношения, восприятия фонем, а также знаний о существовании отдельных звуков с разными характеристиками (гласных, согласных, твердых, мягких, звонких, глухих, мягких, твердых, шипящих, свистящих).

Немаловажно пополнить словарный запас ребенка, научить его произношению, грамматике, падежам и правильному построению предложений.

Устная речь должна сопровождаться практикой с письмом, рисованием, что способствует развитию мелкой моторики, закреплению навыков в мускулатуре и управляющих центрах.

Возможно также применение медикаментов для восстановления мозгового кровообращения, его стимуляции. Иногда для лечения дисграфии назначаются лечебный массаж и физиопроцедуры.

Профилактические меры

Природа заболевания не позволяет выработать однозначные рецепты для предотвращения его последствий. Сложный характер деятельности мозговых центров, тонкая организация связей между ними делают их весьма чувствительными к последствиям травм головы, ушибам, сотрясениям.

Дисграфия у взрослых (особенно развившаяся на почве кровоизлияний) чаще всего имеет необратимый характер, для детей диагноз более благоприятный: в большинстве случаев маленьких пациентов удается успешно реабилитировать и вернуть к полноценной жизни.

Обязательно следует продолжать общение, не заменять его суррогатами – телевизором или чтением прессы. Для больного дисграфией очень важно чувствовать свою полноценность, социальную значимость в обществе.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/disgrafiya-ee-simptomy-i-vidy-lecheniya.html

Причины, симптомы и лечение дисграфии у детей

Дисграфия: симптомы и лечение

Дисграфия является специфическим расстройством письменной речи, которое проявляется в стойких ошибках. Она возникает при нарушении формирования высших отделов ЦНС. Дисграфия препятствует овладением навыками грамматических особенностей языка.

Эта проблема достаточно актуальна для нашей страны. В российских школах количество учеников с диагнозом «Дисграфия» достигает 30% от общего количества детей.

Причины

  • Перинатальные факторы;

    Пораженные участки мозга при дисграфии и дислексии

  • Неравномерное развитие полушарий головного мозга;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Раннее изучение иностранного языка;
  • Заболевания в периоде новорожденности;
  • Перенесенные травмы и инфекции в раннем детстве;
  • Авторитарное воспитание в семье;
  • Просмотр телевизионных программ в раннем детстве;
  • Увлечение компьютером;
  • Неврологические проблемы (тики, гипервозбудимость);
  • Ребенок-левша;
  • Ребенок-переученный левша;
  • Двуязычная семья;
  • Индивидуальные занятия с логопедом;
  • Нарушение памяти и внимания;
  • Школьное обучение с 6 лет;
  • Дислексия.

Симптомы

Симптоматика дисграфии очень разнообразна и зависит от этиологии, которая ее вызвала. Дети с дисграфией чаще всего умные и смышленые, но в тетрадях у них много ошибок. Родители недоумевают, что является причиной плохой успеваемости любимого чада.

Они думают, что это либо нежелание учиться ребенка в школе, или у него плохой педагог. В младших классах дети, которые испытывают большие трудности с письменной речью, могут иметь хорошую успеваемость по другим предметам и хороший интеллект.

 Но они не пишут заглавные буквы в словах, в диктантах допускают много ошибок.

Плохая успеваемость в школе, критика родителей и учителей приводит к тому, что ребенок отказывается ходить на занятия.

Очень часто он становится объектом для насмешек со стороны одноклассников, начинает сильно переживать по этому поводу и замыкается в себе. Диктанты пишет очень медленно, часто плохим почерком.

Иногда дети с дисграфией стараются специально изменить свой почерк, в надежде, что таким образом некоторые ошибки не будут заметны учителю. Они часто путают начертания букв «Р» и «Ь», «З» и «Э».

В специальной литературе имеется несколько классификаций дисграфий (по видам и формам).

Виды

  1. Расстройство слухового восприятия звуков. Ребенок пропускает гласные и согласные («листопад» — «листпад», «лисопад»), не дописывает буквы или слоги («перевал» — «перева», «недосып» — «недосы»), иногда происходит наращивание слов лишними буквами или слогами («изложение» -«изложенимание»).

    Некоторые дети искажают слова до неузнаваемости («большой» — «бонькой»), пишут их слитно или делят по своему усмотрению («мед-мед», «загорами»). Они не могут определить границы предложений в тексте, поэтому несколько отдельных предложений пишут как одно большое: « Наступила весна птицы прилетели распустились цветочки».

    При дисграфии ребенок не понимает, как смягчать согласные в слове («печал», «мячик-мачик»);

  2. Нарушение лексической и грамматической особенности речи. Проявляется в виде пропуска слов в предложениях. Ученик заменяет слова по их звуковому сходству, не согласует слова в предложении («белая снег падала на земля»).

    Ребенок не понимает, что такое части слова, поэтому пишет приставки раздельно. В тексте часто можно увидеть слитное написание предлогов (« при-ступить», «замашиной»);

  3. Расстройство зрительного и пространственного гнозиса. Это нарушение происходит при оптической дисграфии.

    Ребенок заменяет буквы, которые по-разному располагаются в пространстве (например «п» и «в», «ч» и «э»), не отличает печатные буквы от письменных. Он путает графически сходные буквы («ц» и «ч», «ж» и «х»), или имеющие дополнительные элементы («и» — «ц», «о» — «ю»).

    Оптическая дисграфия проявляется в виде изменения графического образа букв (например, зеркально пишет «ы», «ю», «з»). В диктанте ученик пропускает буквы или пишет лишние.

Таблица: «Формы дисграфии».

Форма дисграфииОписание
Артикуляторно-акустическаяНе правильно произносит звуки и пишет буквы
Акустичекая
  • Заменяет буквы фонетически похожими звуками, но правильно произносит
  • Смешивает звонкие и глухие (Б – П, Д – Т)
  • Путает свистящие и шипящие (С – Ш, З – Ж).

  • Ошибочно обозначает мягкость согласных : «лубит», «больит».
Расстройство языкового анализа и синтеза.

  • Пропускает буквы и слоги
  • Меняет местами буквы и (или) слоги
  • Не пишет окончания
  • Пишет лишние буквы в слове
  • Повторяет буквы и (или) слоги
  • Смешивает слоги из разных слов
  • Слитное написание предлогов («настуле»)
  • Раздельное написание приставок («на шла»).

Аграмматическая
  • Расстройство грамматического строя речи (например, черный перчатка», «солнечная день»).
  • Не может склонять слова по падежам, числам и родам
  • Ошибается в окончаниях слов
  • Не согласует слова между собой
Оптическая
  • Расстройство зрительного и пространственного гнозиса
  • Буквы пишутся при помощи «черточек» и «кружочков».
  • Не дописывает элементы букв, например «Г» вместо» Р».
  • Добавляет лишние элементы в буквы
  • Не соединяет две буквы
  • Путает печатные и письменные буквы
  • Зеркальное отображение букв

Диагностические мероприятия

Школьные учителя должны вовремя провести диагностику дисграфии у детей и направить на коррекцию к специалисту. Очень часто они попадают на прием к логопеду после длительного «воздействия» педагогов.

Всем детям надо пройти обследование у логопеда, который заполняет речевую карту. В ней он указывает состояние общей и мелкой моторики.

Специалист должен описать артикуляционный аппарат, звукопроизношение, указать проблемы чтения и письма. В речевой карте логопед должен написать краткую характеристику на ребенка и логопедический диагноз.

После проведенной коррекционной работы он заполняет соответствующие графы, отражает результаты занятий.

Ранняя диагностика этого нарушения помогает бороться с дисграфией на начальных этапах развития.  Если она не была скорректирована в детском возрасте, то ее проявления могут наблюдаться у взрослых.

Лечение

Дисграфия включена в МКБ-10, лечением этого заболевания занимаются врачи-психиатры. В англоязычных странах для дисграфиков разработаны специальные учебные программы, к сожалению, в России такой возможности пока нет.

Коррекция дисграфии должна начинаться в детском саду. Это заболевание можно преодолеть только с помощью специальных методик и приемов, которыми в совершенстве владеют логопеды. Стандартная школьная программа не сможет устранить дисграфию у младших школьников.

Скорректировать полностью ее не удается никому, но приблизить к идеалу правильность написания слов можно.

Занятие с логопедом может протекать в виде игры. У младших школьников используются магнитные буквы для создания слов. Этим способом подкрепляется зрительное восприятие элементов букв. Ребенок должен писать диктанты, чтобы улучшить восприятие звуков на слух. Дома с родителями можно поиграть в историка, писать буквы на бумаге при помощи перьевой ручки и чернил.

Особое внимание надо уделять выбору ручек и карандашей. Лучше всего для ребенка покупать ручки с неровными поверхностями, они массируют дистальные концы пальцев рук, посылая, таким образом, дополнительные сигналы к головному мозгу. Фломастеры и карандаши также необходимо выбирать не гладкой формы (например, треугольной).

Оптическая дисграфия корректируется регулярными письменными упражнениями.

Чтобы быстрее овладеть навыком письма можно использовать гелевую ручку. Она поможет более отчетливо прописать элементы букв.

Для того, чтобы скорректировать почерк необходимо в среднем 3 недели занятий. Для этих целей можно купить специальную пропись или школьную тетрадь. При написании слов нужно прописать буквы в каждой клеточке.

Оптическая дисграфия устраняется путем тренировки зрительной памяти. Ученику предлагается нарисовать несколько букв мелом на доске, в воздухе или вылепить их из пластилина.

Существует несколько книг и пособий, например «Оптическая дисграфия». В них представлены примеры специальных занятий. Эти книги могут приобрести родители самостоятельно и заниматься с ребенком дома.

Родители должны набраться терпения и не ругать своих детей за ошибки в письме. Нельзя заставлять его часами заниматься уроками и лишать за плохие оценки полноценного отдыха и развлечений. Ребенок должен полностью доверять своим родителям, не должно быть панического страха перед ними. Только совместными усилиями с педагогами и психологами можно побороть дисграфию.

Пример занятия

Существует множество логопедических методик для коррекции дисграфии.

Одно из упражнений для домашнего выполнения называется «Корректурная правка». Для его выполнения нужен любой текст со средним шрифтом. Книга должна быть скучной для ребенка, и ранее им никогда не прочитанной. Родители предлагают найти в тексте и подчеркнуть сначала гласные буквы, например, только «О», затем только букву «А».

После того, как закончатся гласные буквы, можно переходить к согласным, желательно к тем, которые являются проблемными для ребенка. Ребенок ежедневно должен выполнять упражнение, но по времени это не должно продолжаться более 5 минут. При занятии обязательным условием является хорошее освещение.

Через неделю таких занятий, необходимо переключиться на две буквы. Например, находим их в слове и одну подчеркиваем, а другую зачеркиваем. Выбранные буквы должны быть для ученика «чем-то похожими друг на друга», например «Л» и «М», «Р» и «Т». Для обработки пары букв можно использовать любой текст, который был ранее написан ребенком.

Профилактическая работа

Профилактика дисграфии делится на первичную и вторичную.

Первичная профилактическая работа направлена на предупреждение патологического течения беременности и родов, снижение перинатальной патологии и родового травматизма у новорожденных.

Врачами-неонатологами должны быть разработаны меры по снижению факторов инфицированности новорожденного. Необходимо проводить ранее диагностику и лечение неврологической симптоматики.

Вторичная профилактика дислексии включает в себя своевременное выявление нарушения и педагогическую работу. Профилактические мероприятия должны проводиться с участием психолога, родителей, логопеда и воспитателей.

Предупреждение грамматических ошибок должно начинаться в дошкольном периоде. В детском саду воспитатели должны обращать внимание как ребенок произносит звуки и строит речевые предложения.

Педагог должен исправлять речевые ошибки дошкольников.

Некоторые родители хотят вырастить из своих детей гениев, поэтому начинают их учить английскому языку с трех лет. В результате такого раннего обучения развивается не только дислексия, но и дисграфия.

Родители в семье должны сами правильно произносить слова и фразы. Если они будут повторять произношение слов за ребенком (например, «лублу», «мясик»), изменяя звуки и слоги, это в последующем приведет к большим проблемам в формировании правильной речи и письма. Успех излечения от дисграфии зависит от терпения родителей и регулярных занятий с логопедом и дома.

Нарушение межполушарного взаимодействия и нестандартное мышление позволяет дисграфикам добиться больших успехов в жизни. Среди известных писателей много людей с дисграфией, среди них Ганс Христиан Андерсен, Агата Кристи, Владимир Маяковский.

Источник: https://ODepressii.ru/deti/disgrafiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.