Дислалия: симптомы и лечение

Содержание

Дислалия

Дислалия: симптомы и лечение

А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Э Я

Дислалия – нарушения произношения и/или употребления отдельных звуков речи. Заболевание не связано с повреждениями центральной нервной системы органического типа. Относится к логопедическому направлению медицины и диагностируется в детском возрасте.

Дислалия – классификация заболевания

Медики выделяют два основных типа дислалий:

  • механическая – в таком случае имеются дефекты в анатомическом строении артикуляционного аппарата;
  • функциональная – развитие спровоцировано нейродинамическими нарушениями в головном мозгу (непосредственно в коре) обратимого характера или социальным окружением (факторами).

В свою очередь функциональный тип заболевания подразделяется на несколько видов.

Например, функциональная дислалия может быть моторной (имеются сдвиги в речедвигательном анализаторе) и сенсорной (имеются нарушения в речеслуховом анализаторе).

В некоторых случаях диагностируется одновременно и моторная, и сенсорная функциональная дислалия и в таком случае специалисты выделяют нарушение как сенсомоторное.

Классификация представленного заболевания может идти и по пути несформированности отдельных звуков речи – в таком случае речь будет идти об акустических и/или артикуляторных нарушениях. А по характеру дефекта выделяют фонетический или фонематический подвид дислалии. Чаще всего диагностируется сочетанная дислалия – акустико-фонематическая, артикулярно-фонетическая.

Нарушения произношения отдельных звуков речи могут подразделяться на простые (когда неправильно произносятся максимум 4 звука) и сложные (более 4 звуков не имеют правильного произношения).

Если пациент не может произнести правильно какие-то определенные звуки (например, только шипящие), то врачи диагностируют мономорфную дислалию.

В случае нарушений в произношении звуков, например, одновременно свистящих и шипящих, то ставится диагноз полиморфная дислалия.

Искажения в медицине обозначаются следующими терминами:

  • каппацизм – недостаток произношения буквы К;
  • сигматизм – нарушено произношение букв шипящих и свистящих (Ж, Ш, С, З, Щ и Ч);
  • гаммацизм – недостаток произношение буквы Г;
  • хитизм – нарушения в звучании буквы Х;
  • йотацизм – неправильно произносится буква Й;
  • ротацизм – произношение буквы Р не соответствует норме;
  • ламодацизм – буква Л произносится неправильно.

Часто выявляются дефекты придания звонкости глухим звукам и наоборот (когда происходит замена согласных парными глухими или наоборот), придания твердости мягким (заменяются мягкие согласные на твердые и наоборот).

Дислалия – причины возникновения

Причиной дислалии может стать любой органический дефект артикуляционного аппарата. В таком случае обязательно диагностируются аномалии развития губ, челюстей, языка или зубов. К таковым относятся:

  • слишком короткая уздечка языка;
  • массивный язык (макроглоссия);
  • слишком узкий и маленький язык (микроглоссия);
  • малоподвижные губы.

Обратите внимание: массивный язык и малоподвижные губы чаще всего фиксируются у детей с умственной и физической отсталостью.

Другие причины возникновения и развития механической дислалии:

  • неправильный прикус зубов;
  • аномалии зубного ряда;
  • низкое плоское верхнее нёбо.

К факторам, способным спровоцировать развитие функциональной дислалии относятся:

подражание детьми неправильной речи со стороны взрослых – например, она может быть слишком торопливой или косноязычной;

  • нарушение мозговой функциональности даже в минимальных размерах;
  • билингвизм в семье – когда дети вынуждены учить и разговаривать на двух и более языках;
  • несформированность фонематического слуха.

Симптомы дислалии

Дислалия отличается достаточно простым диагностированием – признаки этого заболевания слишком явные, чтобы их не заметить:

  • выпадение (исчезновение) отдельных звуков при произношении слов;
  • замена звонких звуков на шипящие (например, Ж-Ш, Ц-Ч);
  • явно неправильное произношение буквы Р.

Обратите внимание: при любом нарушении речи, в случае непроизносимости отдельных звуков необходимо обратиться к специалисту. Возможно, понадобится помощь профессионалов, но в некоторых случаях речь восстанавливается и становится нормальной к 5 годам.

Как диагностируется дислалия

На приеме у логопеда (специалист по нарушениям речи) все пациенты проходят следующие процедуры:

  • сбор анамнеза беременности у мамы, изучение психического и физического раннего развития ребенка, уровень развития опорно-двигательного аппарата – это осуществляется по имеющимся медицинским документам;
  • исследование периферийных органов артикуляционного аппарата, их строения и подвижности – врач визуально осматривает пациента и проводит с ним серию упражнений на подражание.

Дислалия диагностируется путем проведения нескольких тестов с ребенком – логопед использует для этого специальный дидактический материал. В заключении врач должен указать тип, вид и форма дислалии.

https://www.youtube.com/watch?v=9Ss9RMYE2k4

Обратите внимание: в случае диагностирования механической дислалии ребенок должен пройти обследование у стоматолога. Если диагноз звучит как функциональные нарушения речи, то потребуется консультация детского невролога.

Лечение дислалии у детей

В случае диагностированной механического вида дислалии необходимо устранить причину такой патологии. Детям проводятся пластика уздечки языка, ортодонтическое лечение в стоматологической клинике.

Нельзя говорить о том, что логопеды проводят лечение дислалии – это считается коррекционными мероприятиями. Специалист постоянно отрабатывает полноценное произношение опорных звуков, развивает с пациентом мелкую моторику.

Есть специальные упражнения для формирования воздушной струи.

Важно: занятия по коррекции дислалии должны проводиться не менее 3 раз в неделю под контролем врача логопеда. В домашних условиях рекомендованные занятия нужно проводить ежедневно. Продолжительность коррекционного курса составляет срок до 3 месяцев при простой форме заболевания и до полугода при сложной дислалии.

Профилактика дислалии

К профилактическим мероприятиям относятся своевременное выявление анатомических нарушений строения органов артикуляционного аппарата, наблюдение ребенка у детского невролога, окружение детей людьми с правильной речью.

Прогноз заболевания благоприятный, коррекционные мероприятия, проводимые в точном соответствии рекомендациям логопедов, дают эффект через 3-6 месяцев.

Пожалуйста, оцените статью, помогите сделать сайт лучше

Источник: http://www.academ-clinic.ru/bolezny/dislalija-

Симптомы и лечение функциональной дислалии

Дислалия: симптомы и лечение

Дислалией называется неправильное произнесение и употребление звуков нашей речи, при здоровом слухе и отсутствии органических патологий. Данный диагноз является самым многочисленным в практике логопедов и встречается у четверти детей в дошкольном возрасте.

За последнее десятилетие наметилась тенденция увеличения количества нарушений среди детей, что мешает им овладевать в полной мере устной, а в будущем и письменной, речью.

Данная статья для тех, кто столкнулся с диагнозом дислалия, и кто задумывается, как ее исправить.

Формы функциональной дислалии

В зависимости от причин возникновения нарушения, дислалию разделяют на механическую и функциональную. Первая обусловлена следующими дефектами анатомии:

  1. Короткая уздечка под языком.
  2. Язык выходящего за нормы размера.
  3. Наличие патологии прикуса.
  4. Нарушенное строение неба и губ.
  5. Отсутствие некоторых или всех зубов.

Вторая форма заболевания возникает в силу нейродинамических нарушений мозга или по причине различных социальных факторов:

  • Отсутствие условий для развития ребёнка.
  • Эмоциональные срывы.
  • Слабое физическое здоровье.
  • Позднее начало речевого развития.
  • Отсутствие образцов правильной речи.

Такой вид дислалии, как органическая, или функциональная, принято разделять на:

  1. моторную форму;
  2. сенсорную форму.

При моторной дислалии искажаются движения речевых органов, что находит выражение в дефектах фонетической основы речи. При сенсорной форме заболевания отсутствует дифференциация пары фонем по звуку, что приводит к заменам и смешениям.

Если в речи человека присутствуют оба вида недостатков, то данный речевой дефект называют сенсомоторным нарушением.

Функциональная дислалия разделяется по видам. По степени несформированности тех или иных звуковых признаков и исходя из характера дефекта, принято разделять нарушение на:

  • фонематическую дислалию;
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикулятоно-фонетическую.

Диагностика дислалии

Дислалию сопровождают нарушения в виде отсутствия звука, его искаженности или замены. Словарный запас и интеллект у таких пациентов соответствует норме, структура речи без нарушений.

Неправильное воспроизведение может происходить в отношении любого согласного. Замечено, что звуки, не требующие особого сложного артикулирования, нарушаются гораздо реже.

Важно! Для успешного освоения дошкольником будущей учебной программы требуется своевременное лечение дислалии и профилактика ее проявлений в дальнейшем.

Когда у ребенка нарушены несколько звуков, то дислалия называется простой, а при множественном дефектном воспроизведении – сложной.

Если нарушение касается одной звуковой группы, то оно мономорфное, а если затрагивает несколько, то полиморфное.

Дефекты звукопроизношения

Так, дефекты в пределах различных групп имеют свои названия:

  • ротацизм – выражается в неверном произнесении звуков [р] и [р’];
  • ламбдацизм – искажение в воспроизведении [л] и [л’];
  • сигматизм – искаженное воспроизведение шипящих и свистящих;
  • йотацизм – выражен в недостатке произнесения [й];
  • гаммацизм – ошибки в воспроизведении небных [г] и [г’];
  • каппацизм – ошибки в проговаривании небных [к] и [к’];
  • хитизм – искаженное воспроизведение небных [х] и [х’].

Дислалия также проявляется в виде:

  1. Дефектного озвончения и глухости – проявляются в виде замен звонких согласных на парные глухие и наоборот.
  2. Дефектного смягчения и твердости – проявляются в виде замен мягких согласных на парные твердые звуки и наоборот.

Исключение относится только к звукам [ш], [ж], [ц], не имеющим смягченных пар, и к звукам [ч], [щ],[ й], звучащих смягченно и не обеспеченных парой по твердости.

Диагностика нарушения

При диагностике данного нарушения логопедом проводится определение уровня звукопроизношения, оценивается строение и функциональность речевого аппарата.

Логопед ведет обследование при помощи тематических картинок с изображением предметов, групп предметов. В процессе диагностической работы отмечаются все выявленные недочеты произношения. С помощью картинок обследуется знание и понимание слоговой структуры.

Изучаются возможности фонематического слуха, уровень восприятия.

Ускорить развитие данного нарушения может факт использования двух языков в одной семье, отсутствие педагогического подхода к воспитанию и развитию, сниженный фонематический слух, дефектный физический слух, малая активность органов артикуляции. Слабое умственное развитие также может стать причиной тяжелой дислалии.

Виды лечения заболевания

Внимание! При лечении дислалии трудности проявляются не с тем, как исправить большое количество звуков, а с тем, чтобы взрослый или маленький пациент стал их правильно слышать. Восстановить речь возможно только при систематических занятиях с логопедом при поддержке родителей.

Методика коррекции состоит из определенных этапов.

Принято делить мероприятия по лечению дислалии, как у детей, так и у взрослых, на:

  1. Этап подготовки
  2. Этап формирования произношения.

В течение подготовительного этапа, у детей или взрослых, тренируют слуховую память, развивают внимание, оттачивают фонематическое восприятие, а также устраняют недостатки моторной функции речи.

На произносительном этапе логопед работает над устранением дефектного произношения звуков, развивает навыки дифференциации среди фонем, схожих по звучанию.

В эту систему включаются навыки:

  • распознавание звуков неречевой природы;
  • умение различать и менять основные параметры голоса;
  • распознавание слов близких по звучанию и составу;
  • отделение слогов и фонем;
  • умение определить простой состав слова.

При наличии диагноза дислалии, у детей и взрослых, существуют традиционные способы, как избавиться от нарушения.

Первый из них основан на обычном подражании.

При помощи слухового и зрительного анализатора, а также тактильно – вибрационного и мышечного ощущения, обучаемый взрослый или маленький пациент воспринимает звуковое оформление и артикуляцию фонем и осознанно произносит требуемый звук, контролируя речевой аппарат. При механическом воздействии на артикуляционные органы с помощью инструментов верное положение органа создается в них самим логопедом, при помощи пассивного воздействия.

Смешанный способ позволяет сочетать применение инструментов и подражание с использованием показа артикуляционных поз и устных пояснений специалиста.

Красивая ровная речь является залогом успешной учебы ребенка, а взрослому помогает устанавливать эффективные контакты с людьми. Это подчеркивает важность устранения нарушения еще в раннем возрасте, когда идет наиболее интенсивное становление речи.

Важно! Профилактическими мероприятиями по предупреждению дислалии считается рациональное вынашивание беременности, своевременные обследования, формирование здорового речевого окружения, забота о здоровье малыша, всестороннее развитие, наблюдение педиатра.

Непринятие своевременных мер может создать серьезные осложнения и спровоцировать появление других дефектов речи. Как устранить нарушения и исправить дислалию, подскажет грамотный логопед.

В заключение

Дислалия является нарушением, которое чаще всего успешно корректируется и лечится. Продолжительность лечения зависит от возрастной категории, сложности нарушения и индивидуальных особенностей человека.

Важно! Рекомендуется комплексное лечение, при активном участии логопеда психолога и родителей. Каждому пациенту должна быть подобрана индивидуально сформированная программа для коррекции речи.

При правильном выборе методики речь станет четкой, грамотной, богатой и благозвучной, что непременно украсит ваше общение и поднимет настроение.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/lechenie-dislalii.html

Классификация дислалии

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.

Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора) и сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора).

При моторной функциональной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).

При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме.

В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии

В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую дислалию.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков).

Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р']
  • Ламбдацизм – недостатки произношения [л] и [л']
  • Сигматизм – недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с'], [з], [з']
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г']
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к']
  • Хитизм – недостатки произношения [х] и [х']
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости – замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.)

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей).

Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы; реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык), толстые, малоподвижные губы.

При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков; при аномалиях губ – губных и губно-зубных звуков. Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.

Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией), аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.

), высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом. Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы.

К числу неблагоприятных социальных факторов относят подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.

К факторам биологической природы, вызывающим функциональную дислалию, причисляют общую физическую ослабленность у часто болеющих детей, минимальную мозговую дисфункцию, способствующую запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков. Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).

Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам.

При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости. Если ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е.

употребляет их то уместно, то неуместно), говорят о смешении звуков. В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.

Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков.

Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

При механической дислалии на подготовительном этапе необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения).

При моторной функциональной дислалии в подготовительный период проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов.

Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.

Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).

На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Прогноз и профилактика дислалии

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции.

Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей.

У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/dyslalia

Дислалия: коррекция, причины, симптомы, признаки

Дислалия: симптомы и лечение

Если у ребёнка выявлена дислалия, проблемы с речевым аппаратом и слухом у него отсутствуют. Однако наблюдаются трудности с произношением звуков. До 5 лет присутствие нарушений с речью наблюдается у всех детей. Если проблема сохраняется в более старшем возрасте, необходимо обследовать ребёнка.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое «дислалия»?

Дислалией называют нарушение звукопроизношения у детей, обладающих нормальной артикуляцией и сохраненным слухом. В устной речи это проявляется, как замена, искажение или смещение звуков. Ранее заболевание называли косноязычие. Сейчас врачи полностью отказались от этого термина.

Если у человека выявлена патология, в обязательном порядке проводится логопедическая работа.

Ее суть состоит в исследовании и изучении речевого аппарата ребенка, механизма его артикуляторной моторики, а также состояния фонетических процессов и звукопроизношения.

Если исправить дефекты не удаётся, помимо логопедического обследования необходимо получить консультацию отоларинголога, стоматолога и невролога.

Патология в логопедической практике встречается достаточно часто. Согласно статистике, нарушение наблюдается у каждого третьего школьника. В период начальной школы патология присутствует у каждого 5 ребенка. В более позднем возрасте нарушение сохраняется у 1 процента детей.

Виды дислалии

Применяемые методы коррекции для борьбы с патологией напрямую зависят от её классификация. Разделение осуществляется с учётом нарушений произношения звуков.

Врачи выделяют два основных вида дислалии: механическую и функциональную. Первая обусловлена анатомическим дефектом артикулярного аппарата. 2 развивается в результате воздействия социальных факторов.

Все виды патологии и их характеристики напрямую зависят от физического состояния ребёнка.

Функциональная дислалия в свою очередь делится на сенсорную и моторную. В первом случае наблюдаются нейродинамические сдвиги в речи и слуховом анализаторе.

Моторная дислалия обычно представляет собой возрастное нарушение речедвигательного анализатора. При патологии движение языка и губ ребенка становятся неточными. При этом слуховое восприятие продолжает оставаться нормальным.

Нередко разновидности патологии совмещаются, образуя комбинированную форму.

В зависимости от того, какое именно количество звуков искажается, речевые дефекты в свою очередь делятся на простые и сложные. Иногда их именуют мономорфными и полиморфными. В первую категорию включают нарушения, при которых человек неправильно произносит только один звук. В случае сложной дислалии перечень нарушений больше. Патология нередко встречается у детей дошкольного возраста.

Существует несколько разновидностей нарушения. В зависимости от них меняется симптоматика и особенности борьбы с патологией.

Артикуляторная дислалия

Артикуляционная дислалия является одной из функциональной разновидности заболевания. Патология в свою очередь делится еще на 2 группы — артикуляционная фонетическая и артикуляционная пневматическая.

Первый вариант заболевания обуславливается неверным расположением органов артикуляции. Человек, разговаривающий с ребёнком, понимает, какой звук он хочет произнести.

Однако произношение больного сильно отличается от нормы.

Отличительная черта второй группы заболевания состоит в подмене трудного звука на более простой. Ребенок непроизвольно подбирает этот звук, который ему легче выговаривать.

Механическая дислалия

Механической дислалии свойственно дефектное произношение, связанное с аномалиями периферических органов речи. В результате наблюдается искаженное произношение звуков. У ребёнка может присутствовать ротацизм, сигматизм свистящих и шипящих, ламбдацизм и иные явления. Иногда наблюдается элизия звуков. Иногда страдают фонематические процессы и письменная речь.

Присутствие заболевания выявляется в процессе логопедической диагностики. Она включает в себя обязательный осмотр органов артикуляции и оценку речи ребенка. Если выявлено заболевание, осуществляется коррекция звуков производительного дефекта. Действие выполняется при помощи логопедических средств.

Дополнительно может потребоваться прохождение лечения у стоматолога, ортодонта и челюстно-лицевого хирурга.

Полиморфная дислалия

Полиморфным нарушением произношения называют один из видов дислалии. В простонародье такое явление именуют картавостью. Заболевание проявляется расстройством произношения сразу нескольких звуковых групп. Диагноз ставится детям старше 5 лет.

При этом интеллект ребенка, иннервация и целостность органов артикуляции сохраняется. Разновидность патологии является одной из самых распространенных. С дислалией сталкиваются порядка 53% детей дошкольного возраста.

В процессе взросления детей значение показателя снижается.

Фонематическая дислалия

Фонематическая дислалия у ребенка развивается в результате действия взрослого окружения ребенка. Если во время грудного периода и в процессе формирования речевых навыков ребёнок не слышит нормальную человеческую речь, возможно развитие патологии.

Часто заболеванием страдают дети, с которыми сюсюкаются. У таких пациентов наблюдается нарушение связи между восприятием образа и анализом его речевого выражения. В момент начала говорения ребёнок повторяет слова взрослых.

Если его не поправлять, развитие навыка замедлится.

https://www.youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y

На практике большинство родителей умиляются забавным речам маленького ребёнка. Они поощряют лепет. Порой на неправильно сказанные слова от родителей слышится бурная радостная реакция. Последствия подобного поведения со стороны взрослых членов семьи приводит к необходимости посещения логопеда в течение многих месяцев.

Функциональная дислалия

Функциональная дислалия возникает из-за нарушения функционирования корковых отделов речедвигательного и речеслухового анализатора. Патология может быть спровоцирована неправильным воспитанием речи.

Заболевание проявляется моторной или сенсорной неточностью произношения. В первом случае наблюдается искажение звуков. При сенсорной функциональной дислалии ребёнок заменяет их или выполняет смещение.

Выявить присутствие патологии может логопед. Обычно наличие заболевания определяется во время прохождения профилактического исследования. В первую очередь специалисты примут во внимание сформированность речевого процесса.

Если будет выявлен недостаток, проводится коррекция. В случае присутствия патологии функционального характера, исправление ситуации направлено на создание артикуляционных укладов и фонетико-фонематических процессов.

Дополнительно совместно с родителями создаются благоприятное речевое окружение для ребёнка.

Причины и профилактика дислалии

Причин, приводящих к развитию дислалии у ребенка, достаточно много. Врачи разделяют их на две категории — органические и социально-биологические. В первую из них включают нарушения произношения, которые возникают из-за аномалии строения артикуляционного аппарата. Проблемы с выговариванием звуков могут возникнуть в результате патологий:

  • зубов;
  • челюсти;
  • нёба;
  • языка.

Проблемы могут иметь врожденный или приобретенный характер. Так, исказить речь могут отсутствие зубов, высокий свод нёба, присутствие неправильного прикуса или укороченной подъязычной связки. На речи ребенка отражается любая из вышеперечисленных аномалий.

Социально-биологические причины также достаточно часто приводят к развитию патологии. В процессе развития речи ребенок подражает взрослым. Современный ритм жизни приводит к тому, что многие родители недостаточно часто общаются со своим ребенком.

Некоторые взрослые не уделяют должного внимания развитию произносительных навыков у детей. Всё это в дальнейшем способно привести к дислалии. Не стоит ожидать, что у ребёнка правильная речь разовьется спонтанно.

Если наблюдается задержка формирования навыков произношения, свойственных родному языку ребёнка, в последующем это может стать причиной закрепления дефектного звукопроизношения.

Отдельно специалисты выделяют категорию причин, которые приводят к развитию дислалия у детей в связи с возрастом. В этом случае речевой дефект является физиологической нормой.

Он не требует выполнения специфической коррекции и в последующем исчезнет самостоятельно, если родители будут уделять достаточное количество времени для занятий с ребёнком.

Нужно учитывать, что именно в дошкольном возрасте происходит закладывание дальнейших коммуникационных возможностей. Именно они в последующем играют важную роль во взаимодействии с окружающим миром.

Дислалию можно предупредить при помощи выполнения профилактических мероприятий, предупреждающих развитие нарушения речи. Для этого необходимо:

  • контролировать состояние здоровья ребенка;
  • во время беременности нужно регулярно посещать акушера-гинеколога;
  • родители должны обеспечить ребёнка всесторонней заботой, а также предпринимать меры для его полноценного физического и умственного развития;
  • окружающие ребенка взрослые должны отличаться правильной, грамотной и полноценной речью;
  • необходимо проходить своевременное обследование, чтобы вовремя выявить присутствие анатомических нарушений со стороны строения или работы органов речи.

Коррекция дислалии с упражнениями

Процесс борьбы с патологией состоит из нескольких этапов. Чтобы избавиться от дислалии, предстоит предпринять подготовительные меры, затем преодолеть фазу формирования первичных навыков произношения. Финалом работы с ребенком становится создание коммуникативных способностей. На подготовительном этапе осуществляются следующие действия:

  • ликвидируются нарушения, связанные со строением артикуляwbjyyjuj аппарата;
  • улучшение мелкой моторики;
  • происходит процесс развития обработки произношения звуков;
  • развитие фонематических процессов, если имеет место быть функциональное нарушение речи;
  • логопедический массаж и артикуляционная гимнастика, если у ребёнка выявлена моторная форма функциональной дислалии.

Во время фазы формирования первичных навыков произношения происходит постановка отдельно взятого звука, автоматизируется их произношение в слове. Ребёнок учится составлять правильное предложение и тексты. Специалист предпринимает меры для развития умения дифференцировать звуки.

На последнем этапе осуществляется закрепление приобретенных навыков. Ребёнок учится безошибочно употреблять звуки вне зависимости от ситуации общения. Очень важно работать с логопедом регулярно. Занятия должны проходить минимум 3 раза в неделю. Параллельно проводится домашняя терапия.

Суть состоит в выполнении особых упражнений и заданий, которые дает врач. Дополнительно проводится артикуляционная гимнастика. Продолжительность лечения составляет от 1 месяца до полугода.

Точный период и результат лечения напрямую зависит от формы заболевания и степени запущенности патологии.

Упражнения, позволяющие устранить дислалию, достаточно разнообразны. Они во многом зависят от разновидности патологии. Так, если наблюдается механическая разновидность патологии, стоит проделывать следующие упражнения:

  • последовательно смыкать сначала зубы, а потом губы;
  • открывать и закрывать рот;
  • прикусывать верхнюю губу нижними зубами, а затем наоборот;
  • проводить верхними резцами по нижней губе, выполняя действие энергично.

Существуют упражнения и для улучшения артикуляции звука. В этом случае рекомендуется сложить губы в трубочку, вытягивать их вперёд и удерживать в таком состоянии 10 секунд. Другим упражнением является улыбка. Для его выполнения пациент должен улыбнуться и сжать зубы заборчиком. В таком положении необходимо пробыть от 10 секунд и более.

Еще одним методом выступает упражнение “пофыркивающая лошадь”. Пациент должен расслабить губы, а затем выдохнуть, попытавшись изобразить звук, который воспроизводят лошади. Действие рекомендуется выполнить минимум 10 раз.

Помочь при борьбе с патологией способно и упражнение “воронка”. Чтобы выполнить его, пациент должен разомкнуть зубы на счёт 1 и вытянуть губы трубочкой вперёд. На счёт 2 губы втягиваются внутрь и подворачиваются за зубы. Рекомендуется выполнять упражнение больше 10 раз.

Источник: http://zdorrov.com/bolezni/dislaliya.html

Дислалия: формы, причины появления и способы лечения

Дислалия: симптомы и лечение

В медицинской терминологии дислалия — это нарушение звукопроизношения, объединяющее под собой множество различных отклонений в развитии речевого аппарата как органических, так и функциональных, отличительной особенностью является отсутствие каких-либо нарушений в слухе и присутствие подвижности органов речевого аппарата даже с учетом нарушений.

  • 1 Классификация
  • 2 Причины появления
  • 3 Основные симптомы
  • 4 Лечение

Классификация

Из-за дефектов речевого аппарата человеку становится затруднительно артикуляторно правильно произносить различные звуки [р], [ш], [з], [с], [л] и т. д.

 По статистике различные виды дислалии встречаются у каждого второго обратившегося к специалисту. Данные отклонения особенно часто проявляются в возрасте до 6 лет.

При отсутствии своевременного лечения дислалия может привести к нарушению письменной речи и развитию других отклонений в развитии (ребенок не сможет читать и писать).

Таблица поможет более понятно разобраться с разновидностями форм дислалии.

Органическая дислалия или механическая дислалияПоявляется из-за различных анатомических изменений и патологий речевого аппарата.
Функциональная дислалияПричины функциональной формы можно разделить на моторные (проблемы с речедвигательным анализатором) и сенсорные (дефекты в развитии речеслухового анализатора), при этом проблем с артикуляционным аппаратом не наблюдается. Моторная дислалия обусловлена затруднением движения языка и губ, звуки слышатся нечетко и с помехами (шипения, хрипота и т. д.).
Сенсорная дислалия имеет симптомы в виде смешанного и неточного произношения звуков или их замены на похожие, например, [з] на [с], [р] на [л]. Мягкое произношение заменяется твердым, шипящие на свистящее и т. д. Иногда встречается сенсомоторная форма.
Возрастная дислалия или физиологическая дислалияЗвукопроизношение происходит невнятно у детей до 5 лет. Подобное явление связано с развитием артикуляционных органов. Как правило, проходит самостоятельно к 6 годам.

В зависимости от особенности патологии воспроизведения звука, дислалия классифицируется на:

  • акустическую;
  • артикуляторную;
  • фонетическую;
  • фонематическую.

В итоге по характеру звукового деффекта, образуя например артикуляторно-фонематическую дислалию, когда у пациента неправильная постановка речевого аппарата при произношении звука и нарушен фонематический слух и восприятие. Из-за этого становится трудно правильно различать услышанные звуки. Происходит смешивание и замена гласных и согласных в речи.

Фонетические дефекты разделяют по буквам, с которыми имеются проблемы. Названия происходят от греческого алфавита:

  • Хитизм — проблемы со звуками [х] и [х’].
  • Йотацизм — [й].
  • Ламбдацизм — [л] и [л’].
  • Каппацизм — [к] и [к’].
  • Ротацизм — [р] и [р’].
  • Сигматизм — все шипящие и свистящие [ж], [ч], [ш], [з] и т. д.
  • Гамматизм [г] и [г’].
  • Дефекты озвончения, оглушения.
  • Дефекты смягчения и твердости.

Также дислалию различают на простую (мономорфная дислалия) и сложную (полиморфная дислалия). В первом случае наблюдается нарушения только в одной звуковой группе, например среди [з], [с], [ц].

При полиморфном типе имеются проблемы с произношением сразу нескольких разных групп букв, например, [ш],[к]. Такое наблюдается чаще при органической форме дислалии.

По статистике, сложная дислалия у детей дошкольного возраста встречается гораздо чаще, чем простая.

В конечном заключении диагноз пациента может выглядеть следующим образом: «сенсорная акустико-фонематическая дислалия» или «механический артикуляционо-фонетический ротацизм». Как правило, врачи говорят просто: ротацизм, ламбдацизм и далее в карточку записывают, чем оно было вызвано и с чем именно наблюдается проблема (с восприятием звуков или их произношением).

Причины появления

После того как разобрали определение дислалии и ее разновидности, перейдем к факторам влияющим на ее возникновение. По ее форме разделятся и причины дислалии на органические (механические, анатомические) и функциональные.

В первом случае дефекты произношения появляются из-за анатомически неправильного строения речевого аппарата. Как правило, подобные отклонения передаются по наследству (строение речевого аппарата и его органов). При функциональной дислалии у человека наблюдаются нарушения в работе головного мозга.

В большинстве случаев проблемы с речью возникают из-за анатомических изменений губ и языка.

Если у человека имеются костные аномалии (неправильный прикус, высокое нёбо, мелкие зубы и т. д.), то у него наблюдается физиологическая дислалия. Она является генетическим отклонением и передается от родителей к детям. В некоторых случаях возникает после серьезных травм челюсти.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия возникает только из-за социальных и биологических причин.

К социальным причинам относят:

  • окружающее общество с неправильной речью;
  • «сюсюканье» с ребенком (предумышленно неправильное произношение букв при разговоре);
  • одновременное использование двух языков в одной среде (булингвизм);
  • запущенность ребенка в воспитании.

Среди биологических факторов отмечают:

  • запоздалое речевое развитие;
  • неправильная формировка фонематичекого слуха;
  • высокая болезненность ребенка.

Основные формы дислалии появляются именно из-за этих причин. Наиболее подвержены дети в возрасте до 6 лет, так как они еще только обучаются, и все действия повторяют за взрослыми. Из-за этого так важно, чтобы малыша окружали люди с хорошей речью и правильной дикцией.

Основные симптомы

Как известно, любое отклонение значительно легче исправить на начальном этапе развития. Моторная функциональная дислалия и другие ее виды гораздо легче вылечить, когда артикулярно неправильная постановка речевого аппарата не закрепилась в подсознании.

Среди наиболее явных симптомов отмечаются:

  • пропускание букв в словах (машина — маина);
  • замена звуков (корова — колова);
  • посторонние звуки при произношении, когда они не требуются (хрип, шипение и т.п.);
  • отсутствие твердости, мягкости, звонкости, глухости в словах;
  • периодическое неправильное употребление букв в словах и использовании через раз правильного варианта;
  • смешивание двух звуков в один.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия, нарушает произношение 1-4 букв из алфавита. В то время, как при физиологическом дефекте у человека нарушаются более 4 звуков.

https://www.youtube.com/watch?v=aP-fHtl_xQM

После появления первых симптомов нужно обратиться к логопеду для проведения тщательного обследования. На нем точно определяется какая у человека форма дислалии, механическая или функциональная, артикулярная или акустическая, фонематическая или фонетическая дислалия и т. д. От правильного диагностирования зависит качество и скорость лечения.

Лечение

После изучения терминологической части можно перейти к методам устранения дислалии. Первоначально нужно установить причину появления дефектов у человека. Причины дислалии помогут в определении верного пути лечения.

Механическая дислалия вначале исправляется при помощи операции. На этом этапе исправляют все анатомические дефекты, мешающие нормальной работе речевого аппарата. В большинстве случаев операция проводится у взрослых после травмы ротовых органов.

В некоторых случаях органическая (механическая) дислалия не может быть вылечена при помощи операции. В таком случае вся корректировка сводится к работе логопеда с пациентом при помощи корректирующих упражнений.

Затруднительные особенности преодоления проблем с разговорной речью наблюдаются, если имеется сложная дислалия у детей дошкольного возраста с осложнением на более, чем 4 звуковых группы.

В этом варианте у ребенка, как правило, наблюдается нарушение фонематического слуха. Поэтому детей, сначала учат правильно воспринимать и различать звуки, а только потом их произносить. Особенно важно, чтобы правильная речь окружала ребенка не только на занятиях с логопедом, но и дома в кругу общения.

В связи с тем, что дислалия — довольно обширное понятие, то можно посоветовать только общие упражнения на развитие речи. Ведь лечение ламбдацизма, ротацизма, сигматизма сильно отличается друг от друга по принципам и упражнения.

Для разных звуков используется своя методика постановки артикуляции. И у каждого звука она индивидуальная. Дислалия у детей и методы ее устранения очень интересуют родителей. Основные упражнения заключаются в развитии речевого аппарата.

Для этого применяют:

  • артикуляционную гимнастику;
  • развитие чувствительности слуха;
  • логопедический массаж;
  • развитие микромоторики;
  • методики правильного дыхания при разговоре.

После выполнения данных основ происходит артикулярная постановка определенного звука. Для этого вначале используют дополнительную помощь в виде зондов, палочек, пальцев и т. п.

В заключительном этапе производят тренировку правильного постоянного произношения в речи. Для этого читают книги, разговаривают, учат стишки и поют песни.

Занятия у логопеда по коррекции дислалии необходимо проводить регулярно, два-три раза в неделю. Важно, чтобы дома дети также выполняли все задания, назначенные логопедом. В среднем полноценное лечение занимает от 1 месяца до полугода. У взрослых данный срок может значительно сокращаться, так как им значительно легче выполнять инструкции логопеда.

Самый простой способ профилактики развития речевых дефектов является ежедневное выполнение простых упражнений:

  • Двигайте языком: влево, вправо, по часовой стрелке и против нее, тянитесь к носу и подбородку.
  • Выполняйте позицию «грибок» — присосите язык к нёбу и открывайте, закрывайте рот.
  • Двигайте губами: вверх, вниз, улыбайтесь, печальтесь, вибрируйте ими, вытягивайте максимально в трубку.
  • Максимальное открытие, закрытие рта для разминки связок челюсти.
  • Выговаривание скороговорок.

Характеристика лечения и упражнений зависит от каждого случая индивидуально, и одинаковые методики могут не подойти для разных пациентов. Дислалия относится к довольно распространенным нарушениям звукопроизношения, при своевременном лечении от него можно полностью избавиться и наслаждаться свободным общением.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/dislaliya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.