Повторяя слова вслух другому человеку, мы улучшаем их запоминание

Содержание

Урок 5. Запоминание текста

Повторяя слова вслух другому человеку, мы улучшаем их запоминание

В процессе подготовки к выступлению часто приходится запоминать важные части вашей речи, структуру выступления, различные факты и цитаты. Иногда запоминать нужно очень многое, и это может вызвать определенные трудности.

Кроме того, во время выступления из-за волнения важные вещи могут просто вылететь из головы. Умение держать в памяти и внимании ключевые детали выступления является очень полезным навыком для любого оратора.

В данном уроке приведены важные техники и программы запоминания текста публичной речи, а также предложены некоторые полезные методики для развития памяти.
 

Что нужно запоминать оратору?

Суть тренировки памяти для ораторского искусства заключается в том, чтобы научиться направленно запоминать необходимый материал для вашего выступления. Особенно полезно будет запомнить следующие элементы публичной речи:

  • Начало. Хорошо выученное вступление речи позволит вам успешно пройти начальную фазу выступления, для которой часто характерно излишнее волнение.
  • Конец. Как правило, начало и концовка выступления запоминаются слушателями лучше всего в соответствии с «правилом краев» Эббингауза.
  • Структуру выступления. План речи, о котором говорилось во втором уроке, является важным элементом любого выступления. Он служит опорой для всей речи, и его запоминание необходимо.
  • Ключевые мысли. Если в вашей речи есть важные тезисы, которые вы хорошо сформулировали, то будет полезно их запомнить, чтобы иметь уверенность в том, что вы сможете их правильно воспроизвести на публике.
  • Факты: даты, названия, имена – также полезно знать наизусть, это станет показателем вашей компетенции и хорошего знания материала. Часто люди ассоциируют знание фактов оратором с хорошим пониманием им какой-либо дисциплины. Этим часто пользуются политики, которые прибегают в своих речах к упоминанию интересных деталей, цифр, имен, что создает в глазах публики их имидж как знатоков.

Многие авторы популярных книг по ораторскому искусству сходятся во мнении, что существует три ключевых способа направленного запоминания текста вашего выступления. Дейл Карнеги называет их «впечатление, повторение, ассоциация».

Хайнц Леммерман пишет немного иначе: «концентрация, создание ассоциаций, повторение». Суть этих правил заключается в том, что каждое из них воздействует на запоминание с разных сторон, помогая удерживать необходимый материал в голове.

Наиболее полную информацию о принципах, программах, техниках, способах и методиках запоминания текста вы сможете найти в тренинге по развитию памяти на нашем сайте. Здесь же мы рассмотрим каждое из трех обозначенных базовых правил лишь обзорно.

Концентрация внимания

Концентрация на материале, который нужно запомнить связана с двумя важными факторами: с умением пробудить интерес к запоминаемому материалу, а также со способностью сконцентрироваться на этом материале.

Каждый из нас знает: то, что действительно нам интересно запоминается гораздо лучше всего остального. Это связано с тем, что мы уделяем гораздо больше внимания интересным деталям.

Эти детали мы также дополнительно обдумываем, невольно строя ассоциации и повторяя их вновь и вновь. Поэтому то, что действительно нам интересно, легко запоминается.

А при недостаточном интересе требуется приложить больше усилий, чтобы сконцентрироваться.

Для того чтобы пробудить свой интерес даже к не самым занимательным вещам, можно воспользоваться несколькими рекомендациями. Во-первых, постарайтесь найти что-то полезное для себя в изучаемом материале. Не бывает абсолютно неинтересных тем.

Во-вторых, постарайтесь включить элементы игры, состязательность, личные рекорды и прочие факторы, способствующие росту вашего азарта к знаниям, которые нужно запомнить.

Азарт – это сильное чувство, способное пробудить интерес даже в самых рутинных ситуациях.

Умение сконцентрироваться независимо от интереса к материалу также полезно для ораторского мастерства. А способность отключаться от окружающих событий можно развивать при помощи некоторых специальных упражнений. В том числе и при помощи игры под названием N-назад, в которую мы предлагаем вам сыграть ниже:

Игра загружается…

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Ассоциации

Ассоциация – это связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти.

При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B, возникновение в сознании человека явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B.

роль ассоциаций при запоминании важных частей вашего выступления заключается в том, что мы привязываем новые знания к тому, что уже хорошо знаем и помним. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами.

Для развития ассоциативного мышления также полезно развивать воображение и чувство юмора. Подробнее о способности строить ассоциации для запоминания речи читайте в одном из уроков по развитию памяти. А сейчас предлагаем вам пройти специальное упражнение на ассоциативное мышление.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Игра загружается…

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Повторение

Повторение необходимо как средство, обеспечивающее запоминание, но оно не должно применяться механически. Вот три практических совета от Хайнца Леммермана:

Чтение вслух способствует лучшему усвоению материала (т. к. соединяет зрение и слух). Для повторения возьмите по мере надобности лишь небольшую часть материала, но такую, которую вам нужно основательно запомнить.

Наряду с простым повторением важно повторение комбинированное. Совокупность деталей плохо запоминается, гораздо лучше закрепляются знания, которые объединяются новыми и новыми связями. Мы связываем различные предметные области между собой всюду, где они соприкасаются.

При повторении делайте перерывы (созидательные перерывы). Намного эффективнее заучивать мате-риал в течение двух дней по часу в день, чем в течение двух часов в один день, потому что во время пе-рерыва между занятиями подсознание продолжает закрепление материала в памяти.

Относительно последнего совета можно добавить, что еще в XIX веке немецкий ученый, психолог-экспериментатор, Герман Эббингауз (Эббингхауз) выявил, так называемую, «кривую забывания» или «кривую Эббингауза», которая показывает, как происходит процесс забывания информации:

По мнению современных специалистов, существуют 2 популярных режима рационального повторения изученного материала.

1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, лучше повторять материал следующим образом:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения;
  • второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 8 часов после второго;
  • четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

2. Если ваше время не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие сеансы повторения информации:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения;
  • второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 1 день после второго;
  • четвёртое повторение — через 2-3 недели после третьего;
  • пятое повторение — через 2-3 месяца после четвёртого повторения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант.

После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время.

Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Игра загружается…

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Евгений Буянов← 4 Произнесение речи6 Работа с аудиторией →

1Сторителлинг

Источник: https://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo/zapominanie-teksta.php

18 способов очень быстро выучить текст

Повторяя слова вслух другому человеку, мы улучшаем их запоминание

Каждый человек периодически сталкивается с необходимостью выучить материал различного содержания и объема. Кому-то это дается легко, но преобладающее число людей сталкивается с трудностями, не зная как быстро запоминать заданный объем текста.

Работа мозга человека до сих пор не изучена на 100%, мы знаем только то, что используем малую часть способностей мозга. Психологические процессы, происходящие в сознании человека, поддаются ежедневным тренировкам.

Память и другие механизмы сознания можно развить до небывалых высот.

Крепкая память позволит добиться успехов в любой области жизнедеятельности человека, понадобится в «бытовой» жизни, учебе, легко повысит интеллектуальные способности.

Чтобы выучить текст, художественного или научного содержания понадобятся постоянные тренировки памяти специально разработанными для этого упражнениями. Человеческая память делится на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Она представляет собой способность к запоминанию и хранению любых объемов информации.

Каждый вид памяти развивается у людей неодинаково. Кому-то легче запоминать текст, произнося его вслух, а у кого наоборот лучше усваивается после визуализации прочитанного. Поэтому важно понять, какой вид памяти развит лучше, чтобы использовать для заучивания в дальнейшем.

Способы запоминания

Одинаковую информацию можно выучить хорошо несколькими способами. Существует три способа как запомнить необходимый материал в короткие сроки.

  • Способ рационального запоминания;

Он основывается на использовании логической памяти. В процессе рационального запоминания происходит закрепление в сознании смысловой и логической связи материала с жизненным опытом.

При рациональном запоминании происходит осознание прочитанного текста и легче воспринимается информация.

Этот способ помогает запомнить материал наизусть, тренирует интеллектуальные способности и увеличивает знания.

  • Способ мнемотехнического запоминания;

Это самый интересный способ из трех. Он помогает запомнить не смысловую информацию, за счет переработки в образы и ассоциативную связь. Мнемотехническое запоминание основывается на полученном жизненном опыте, переводя текст в знакомые сознанию образы.

Этот способ помогает запомнить большой объем материала, не несущего смысловою нагрузку. Это могут быть даты, номера телефонов, имена, адреса. Он помогает бороться с повседневной забывчивостью, увеличивая возможность механического запоминания происходящего.

  • Способ механического запоминания.

Этот способ подразумевает зазубривание материала. Он считается малоэффективным и трудно тренируемым, так как может в любой момент подвести, «выпав» из памяти. С возрастом способность к механическому запоминанию ухудшается.

Методики запоминания

Для быстрого усвоения текста используют разные методики запоминания. Один из самых эффективных метод вдумчивого чтения. Он хорошо подойдет для заучивания больших и маленьких объемов. Таким способом пользуются актеры, которым как никому другому важно знать как быстро выучить наизусть текст.

  • Сначала медленно и внимательно читаем текст, который необходимо запомнить. Лучше прочитать его вслух. При чтении необходимо понять главную идею текста, его основной сюжет, чтобы можно было быстрее запомнить.
  • Если объем материала большой разбиваем его на смысловые части. Каждую часть нужно выучить по отдельности, находя в них главные по смыслу слова или фразы. Это поможет в дальнейшем, восстановить весь текст по порядку.
  • После этого нужно переписать весь текст, вручную. Делать это надо не спеша, вникая в суть написанного.
  • После того как все будет переписано пересказываем что помним. Вспомнить надо мельчайшие детали, опираясь на ключевые слова. Если не удается вспомнить какой-то момент, лучше не подглядывать в записи, а постараться сделать это самостоятельно. Подсмотреть можно только в крайнем случае.
  • Далее, переписываем второй раз только то, что вспомнили без подсказок.
  • На последнем этапе еще раз внимательно перечитываем текст и пересказываем. Лучше сделать это перед сном.

Этот метод запоминания подходит для того, чтобы выучить текст дословно. Он поможет студентам, ученикам школы и всем кому нужно в короткое время знать как выучить большой объем информации. Таким способом пользуются актеры театра и кино, чтобы запомнить свои роли.

Уловки для быстрого запоминания

Есть еще несколько простых, но очень эффективных уловок для запоминания всего текста, основанных на нюансах работы нашего мозга. Для этого необходимо:

  • Выделять ярким маркером главные моменты в тексте;

Это позволит не отвлекаться на лишнюю часть текста. Актеры выделяют, таким образом, свои фразы в сценарии.

Это нестандартный метод запоминания. Пропев материал, он лучше врежется в память и его можно быстрее вспомнить.

  • Читать нужно до тех пор, пока смысл не станет ясен полностью;

Очень важно прочувствовать на себе чувства и эмоции, если это художественная литература, которые испытывают герои.

  • После прочтения нужно задавать себе вопросы о содержимом;
  • Прочитать громко с выражением;
  • Написать текст другой рукой;

Если вы левша, напишите правой, если правша — левой. Этот хитрый способ заставит мозг потратить больше усилий на анализирование всего написанного материала.

  • Найти партнера для тренировки;

Актеры репетируют попарно, это помогает в работе. Можно также попросить знакомого человека проверить вас на знание всего материала. В компании учить наизусть интереснее и намного проще.

  • Запишите текст на диктофон;

Запишите текст на записывающее устройство и слушайте его в течение дня, выполняя при этом обычные дела или вовремя поездки. Это поможет запомнить объемный текст, не отвлекаясь от других дел и не теряя лишнего времени.

Память нужно постоянно тренировать. Запоминание информации состоит из ее кодирования и отправки в специальный отдел мозга для дальнейшего хранения. Если информация понадобится, то она легко вспомнится.

Когда она длительное время не используется, мозг уберет ее за ненадобностью. Человеку присуще забывание, это происходит через определенное время.

Это естественный механизм работы мозга и он помогает не перегружать мозг ненужной информацией и если она не используется, то со временем пропадает из памяти.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: http://yourspeech.ru/training/memory/kak-bystro-vyuchit-tekst.html

23 крутых способа легко запоминать иностранные слова

Повторяя слова вслух другому человеку, мы улучшаем их запоминание

Изучение языка невозможно без запоминания новых слов. Но кроме банальной и скучной зубрежки есть множество простых, а главное — эффективных способов выучить незнакомые слова.

AdMe.ru совместно c Евгенией Кашаевой публикует полезный список способов запоминания любых иностранных слов.

Для начала нужно разобраться с тем, как именно ты лучше всего воспринимаешь информацию. Для этого есть маленький, но очень важный чек-лист.

Если ты — аудиал, то метод «читать тетрадку» будет работать для тебя гораздо хуже, чем метод «слушать список слов к тексту».

А ты можешь об этом даже не задумываться и долго и упорно, до победного конца и ощущения собственной никчемности смотреть в эту дурацкую тетрадь и не понимать, почему ничего не запоминается!

Традиционные методы

Берем тетрадку. Выписываем в 2-3 столбика слово — перевод. Даем рядом синонимы \ антонимы \ примеры. Время от времени читаем списки, просто читаем, ничего не зубрим.

Я не знаю, как это работает, но, к примеру, я не зубрила немецкий, а просто временами читала тетрадку. Преподаватель не устраивал диктантов, никогда не проверял нас по спискам. И я до сих пор, через много лет, помню кучу слов.

Получается, что ты не напрягаешься, не пытаешься влить в себя 100 слов за 30 минут, просто планомерно, время от времени освежаешь материал. Но следует сразу предупредить, что эти слова должны встречаться в учебниках, статьях, т.е. вы должны, помимо чтения тетрадки, как-то их активизировать.

Второй популярный способ. Берем и нарезаем кучу карточек или покупаем квадратные блоки бумаги для заметок. На одной стороне пишем слово, на другой — перевод. Для продвинутых пользователей указываем примеры.

Гоняем карточки по кругу, откладываем те, которые знаем хорошо. Время от времени повторяем пройденное, дабы освежить.

Из минусов — если слов очень много, а времени мало, вы потратите кучу времени на создание самих карточек.

В качестве развлечения можно разложить их по кучкам штук по 10 в разных местах квартиры, время от времени на них натыкаться и повторять. Аудиалы к этому способу должны обязательно добавить проговаривание вслух. Карточки отлично заходят у детей, это можно превратить в интересную игру.

Классика жанра. Берешь слово и прописываешь его много-много раз. Отлично работает для китайских иероглифов. Минус — тоска зеленая. Но способ проверен веками.

Это один из моих любимых способов. Гнешь лист пополам, с одного края пишешь слово, с обратной стороны — перевод. Можно быстро себя проверить. Для меня как визуала работает хорошо, т.к. я легко запоминаю, в какой части листа было записано данное слово. Минус — вы привыкаете к определенному порядку слов.

  1. Метод «Дизайнер интерьеров»

Если вы учите какую-то конкретную лексику, которая вас окружает, можно везде сделать своеобразные «labels» — наклеить стикеры с названиями предметов. Также можно прилепить на монитор самые противные слова, которые не хотят запоминаться. Плюс этого метода в веселье. Минус — мозг может начать игнорировать все эти бумажки, и они потом будут долго где-то висеть.

Методы оптимизации

  1. Метод группировки по грамматическим признакам

Если у вас есть большой список слов, худшее, что с ним можно сделать — это учить его бессистемно. Его можно и нужно обработать и сгруппировать. К примеру, сначала вы выписываете глаголы, причем выписываете их не подряд, а группируете по типу окончаний, либо выписываете существительные мужского рода, потом женского и отдельно исключения, не попадающие в эти списки.

Таким образом, т.к. большая часть слов у нас не относится к исключениям, вы начинаете видеть логику языка и запоминаете слова в связке с им подобными.

  1. Метод группировки по смыслу

Вы выписываете и запоминаете слово и его синоним/антоним сразу. Это актуально как для начинающих, так и продолжающих. Вот выучил ты слово «хорошо», выясни сразу, как будет «плохо». А если ты еще запомнишь «отлично, так себе, отвратительно», то ты здорово обогатишь свой словарный запас.

  1. Метод изучения однокоренных слов

Мы берем слова, группируем их вокруг корня, например, «дело/сделать/сделанный», и выучиваем сразу несколько однокоренных частей речи. 

Хорошо работает для тех, кто выучил несколько языков. Когда ты занимаешься несколькими языками внутри одной языковой ветви, ты начинаешь видеть похожие корни.

Это на самом деле приходит с опытом, и пропадает необходимость еще раз выучивать огромное количество слов. На определенном этапе ты просто уже знаешь достаточно.

И если я понимаю, что это слово мне ни о чем не говорит категорически, я лезу в этимологический словарь и докапываюсь, откуда оно произошло. Пока я это делаю, я его запоминаю.

Берешь список слов, которые нужно выучить, и составляешь из них некую историю (пусть даже бредовую). Так ты выучишь не 30 слов, а 5 предложений по 6 слов в каждом. Если подойти к этому делу творчески, можно увлекательно и с пользой провести время.

Способы для тех, кто не любит дедовские методы

  1. Spaced Repetition (интервальные повторения)

Техника удержания в памяти, заключающаяся в повторении усвоенного учебного материала по определенным, постоянно возрастающим интервалам. По факту вы устанавливаете на телефон приложение, и программа автоматически будет показывать вам слова в заданном порядке и с нужной частотой. Вы можете использовать как готовые списки слов, так и создавать свои.

Плюсы: капитально врезается в память.

Минусы: уходит очень много времени. Если вы уже запомнили слово, оно все равно будет время от времени всплывать в некоторых программах.

Самая популярная программа для этого метода — Anki.

В Мемрайз вы можете выбрать уже готовые списки слов либо создавать свои.

Если слово категорически не запоминается, можно воспользоваться специальными забавными картинками, которые создают пользователи, используя приемы мнемотехники, либо же загрузить свою.

Еще Memrise недавно добавили новую опцию — вы можете не просто услышать озвучку слова, но посмотреть видео того, как люди эти слова произносят.

А здесь вы можете создавать свои списки и генерировать разные способы проверки слов (тесты, выбери правильный вариант, напиши по буквам, и т.д.). Хороший способ для любителей разных тестов проверить себя в игровой форме.

Сервис для работы над письменной речью для уже освоивших азы языковой практики. Пользователь пишет текст на изучаемом языке, после чего за проверку написанного берется носитель соответствующего языка и вносит свои правки.

«Волшебные» методы

Волшебными методами очень любят завлекать различные маркетологи и языковые гуру. Обычно суть методов заключается в «секретных техниках спецслужб», которые, объективно говоря, описаны в куче литературы. А просят за это нездравые суммы денег.

Мнемотехника — один из самых популярных способов, суть которого — в придумывании смешных и абсурдных ассоциаций к слову, которое никак не получается запомнить. Вы берете слово и придумываете какой-то ассоциативный образ, который должен быть очень ярким. Но в этом образе должен быть «ключ» к запоминаемому слову.

Пример: «grief» («горе») – горе раненому тигру, грифы кружатся над ним.

Для аудиалов

Правило №1 для вас: всегда говорите вслух то, что вы учите. Если вы пользуетесь карточками, проговаривайте. Если вы читаете список, читайте его вслух. Слушайте слова, для вас это — самый быстрый способ их запомнить! Естественно, вам придется их прописывать, но дело пойдет быстрее, чем если бы вы читали и писали молча.

Вы можете ставить аудиозаписи списков слов и повторять вслед за диктором. Обычно в хороших учебниках к уроку дается начитанный список слов. Также вы можете слушать качественные подкасты, в которых идет детальный разбор диалогов.

На сайте Forvo.com вы можете послушать звучание любого слова столько раз, сколько вам будет нужно.

Способ, похожий на прописывание слов в ряд, достаточно нудный и скучный, но эффективный — повторяйте вслух несколько раз. Есть мнение, что можно считать слово выученным, если вы 5 раз употребили его в контексте. Поэтому попробуйте привести 5 разных примеров употребления этого слова. Естественно, вслух. Закрепить можно, записав это.

Методы для тех, кому категорически не хочется работать со списками

Если уровень достаточно высок и нет острой необходимости срочно расширять словарный запас, проще всего много читать. Можно помечать новые слова и даже их выписывать (это работает лучше всего, но не все любят это делать).

Читая, вы учитесь понимать смысл по контексту, вы «напитываетесь» словами, они сами по себе становятся вашим пассивным запасом. Но чтение обычно не очень помогает переводить их в актив, т.е.

, чтобы прогрессировать в языке, помимо чтения нужно делать что-то еще.

Читать и сразу же формировать списки можно с помощью ReadLang.

Важные хитрости для всех

Не учите список просто так. Всегда учите слова в контексте, подбирайте примеры и словосочетания. Работайте со словарем.

  1. Заучивайте диалоги наизусть

Заучивание небольших диалогов и текстов с полезной лексикой наизусть — один из вернейших способов того, что вы в нужный момент вспомните и правильно употребите слово в нужном вам контексте. Да, на это уйдет больше сил и времени, но в долгосрочной перспективе у вас в голове будет набор из готовых структур, которыми вы с удовольствием будете пользоваться.

  1. Просите, чтобы вас кто-то проверил

Возьмите мужа/маму/ребенка/друга и попросите их погонять вас по списку. Оценки вам, конечно, ставить не будут, но элемент контроля и дисциплины появится.

  1. Учите то, что действительно необходимо

В одном из моих учебников слово «мотыга» встретилось в лексике раньше, чем появились слова «короткий и длинный». Не учите “мотыги” и всякую ненужную фигню до того момента, пока вы не выучите действительно актуальную и насущную лексику.

Как определить актуальность? Есть много пособий и списков из серии «1000 самых частотных слов». Сначала учим частотное, потом — “мотыги”, не раньше. Если вы еще не научились считать и не знаете местоимения, вам еще рано изучать цвета, как бы ни хотелось.

  1. Подходите к процессу творчески

Если вас все бесит, слова не лезут в голову и хочется побыстрее закрыть эти списки, экспериментируйте. Кому-то помогают рисунки, кто-то ходит по квартире и декламирует вслух, кто-то общается со своим котом. Если вас что-то заинтересовало, не ленитесь лезть в словарь. Изучайте то, что вам близко. Не зацикливайтесь на методах, которые не работают.

По материалам Petite Polyglot

Источник: https://www.adme.ru/zhizn-nauka/23-krutyh-sposoba-legko-zapominat-inostrannye-slova-1133060/

Эффективное быстрое запоминание текста

Повторяя слова вслух другому человеку, мы улучшаем их запоминание

Многие задаются вопросом как запомнить текст, и главное в этом, не просто запомнить, а быстро и эффективно запомнить. Эффективное и быстрое запоминание текста в наше время необходимо не только студентам, ученикам и актерам, но также требуется и в других областях человеческого бытия.

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта помощи психолога, желаю Вам психического здоровья.

Рубрика: Общая психология

Как происходит эффективное и быстрое запоминание текста

В наше время имеется большой выбор различных программ — эффективное и быстрое запоминание текста. Многие специалисты, в частности психологи, предлагают целый ряд методов и техник для этого. Я не буду их рассматривать, т.к. множество рекламы по данному вопросу, а раз реклама, значит деньги.

Я же предлагаю старый, проверенный временем и подтвержденный достижениями многих выдающихся личностей, способ не только быстрого и эффективного запоминания текста, но главное качественного, без нарушения психики (внушения, кодировки, гипнотизм), долговременного, по типу: «повторение, мать учения».

Не пугайтесь сразу, повторение, не значит, зубрежка, здесь повторение – это есть усвоение материала, который нужно быстро запомнить.

Чтобы эффективно запомнить текст не надо изобретать велосипед, необходимо немножко войти в суть проблемы запоминания вообще.

Я не буду напрягать Вас физиологическими свойствами памяти (кому надо может это почерпнуть из учебников по психологии), скажу лишь, для общего восприятия и понимания, что память человека состоит из трех частей (почти как у компьютера :)), т.е. оперативной, кратковременной и долговременной.

И еще остановлюсь на видах памяти – это образная (память пяти чувств человека), словесно-логическая (мысли, слова), двигательная (моторная) (движения – ходьба, письмо, трудовые навыки и т.д.), эмоциональная (пережитые чувства), а также произвольная (т.е. по желанию) и непроизвольная (автоматическая). Все эти понятия нам пригодятся для понимания сути быстрого запоминания текста.

Оперативная память — это то, что человек запоминает на время работы с каким либо материалом (например, исходные данные при решении математической задачи), после чего, оперативная память заполняется новым материалом, а старый забывается.

Кратковременная память — это то, что мы помним несколько секунд или минут, и потом забываем (например, переводчик точно помнит фразу, пока ее переводит).

Долговременная память — эта та память, где хранятся наши знания, своего рода кладовая воспринятого материала и опыта.

Эффективное запоминание происходит по двухступенчатой схеме: сперва человек воспринимает информацию (читает, видит, слышит и т.д.

) на уровне кратковременной памяти, и если она имеет эмоциональный оттенок или повторяется, то включается вторая ступень – долговременная память.

Как мы уже знаем, кратковременная память скоротечна, и если не включится вовремя вторая ступень (эмоции или повторение), то запоминания на длительный срок не произойдет.

Как видно из вышесказанного, повторение, при отсутствии эмоций к запоминаемому, ключевая тема данного вопроса.

Эффективное и быстрое запоминание текста с помощью осмысления

Эмоциональное отношение к тому что надо запомнить, приводит к непроизвольному запоминанию (без усилий), что очень важно в познавательной деятельности. Т.к. материал который является безразличным (нет интереса, не вызывает яркого переживания) – запоминается плохо.

Однако, в жизни, чаще необходимо запомнить текст или что-то другое, что не является интересным и не вызывает бурных эмоциональных переживаний, т.е. необходимо запоминать произвольно (с усилием воли).

Существуют два обычных способа запоминания: механический и осмысленный.
Ну, механический способ, думаю, всем понятен, — это последовательное заучивание (зубрежка) отдельных частей материала, без опоры на смысловую связь между ними.

Осмысленное запоминание текста, основано на понимании смысла материала, осознании отношений и внутренней логической связи, как между частями запоминаемого текста, так и между данным материалом и прежними знаниями.

Отсюда следует различать простое повторение, и повторение, основанное на понимании, что, в свою очередь, очень важно для быстрого и эффективного запоминания текста.

Конечно же нельзя выбросить механическое запоминание совсем, т.к. в некоторых случаях (например, математические формулы, адреса, телефоны и т.д.) по своей природе не могут быть осмысленны.

Существуют, естественно, приемы искусственного осмысления запоминаемого текста, например «мнемоника» (для наглядности: запомнить число «Пи» (отношение окружности к диаметру), говорю себе — «Что я знаю о кругах», и подсчитываю число букв в каждом слове этой фразы, получается 3, 1416 и т.п.). Правда этот прием имеет свои ограничения, хотя бы потому, что порой быстро найти подходящий смысл не удается. Потому, остается опять же повторять материал.

Условия для того, чтобы быстро эффективно запомнить текст

Для эффективного запоминания необходима (и это очень важно) установка — это когда человек ставит перед собой задачу: именно запомнить текст, а не просто воспринять его. Если человек запоминает материал только для завтрашнего зачета, то он вскоре забудется.

Успешность эффективного запоминания прямо зависит и от активности человека, материал быстрей и эффективней запоминается при работе с ним, т.е.

если Вы, например, заучиваете текст пьесы для последующего выступления в кружке самодеятельности, то Вам необходимо не просто читать и повторять, но и проигрывать свою роль воспроизводя, желательно вслух, запоминаемый текст.

Хотя, самый оптимальный вариант — это сочетание установки на запоминание и активной работы с заучиваемым текстом.

Для того чтобы запомнить текст (особенно если он большой), необходимо после общего ознакомления с текстом, детально проанализировать его и разбить на смысловые части.

В каждой части надо найти и выделить мысли, словесные выражения и образы, которые являются ключевыми для данной части запоминаемого текста, и сформулировать эту суть в виде кратких заголовков (можно устно). Далее нужно установит смысловые связи между заголовками, и понять их логику.

При работе над запоминаемым текстом, не надо забывать об эффекте интерференции (т.е. наложении друг на друга заучиваемого материала), что приводит к ухудшению запоминания.

Для предотвращения наложения текста, особенно в большом объеме, нужно делать перерывы (для учащихся полезно чередовать уроки, например: математика – русский – физика – история, т.к.

схожие предметы задействуют одни те же клетки головного мозга, что утомляет человека и тормозит запоминание).

Небольшой по объему материал полезно заучивать перед сном, т.к. во сне человек не получает извне сильных впечатлений вытесняющих и тормозящих запоминание, а утром будет достаточно бегло просмотреть выученный текст.

Роль повторений для эффективного запоминания текста

Все что хорошо осмыслено и понято, нужно закрепить (запомнить) с помощью последующего повторения.

Так как же правильно повторять запоминаемый текст?
Более полное уложение в памяти текста получается с помощью чередования чтения и воспроизведения. Простое, многократное чтение намного увеличит время запоминания.

Успех эффективного и быстрого запоминания зависит не от количества повторений текста, а от того, как эти повторения распределены во времени.

В практике запоминания текста имеются два способа повторений: концентрируемое (сплошное, без перерыва) и распределенное, с перерывом в несколько часов, или даже через день.

Исследования показали, что распределенное повторение более продуктивно, чем концентрированное, т.к. последнее утомляет человека и он хуже запоминает.

Повторение не только основное условие эффективного, прочного и быстрого запоминания текста, но и условие последующего сохранения его в нашей памяти. Учитывая, что забывание происходит особенно быстро в первое время, начинать повторять нужно как можно раньше, а ни когда уже почти все забыто.

Основной путь предупреждения забывания, это применение запомненного на практике.

И еще, запомненным (выученным) считается то, что Вы можете воспроизвести или применить на практике, а не то, когда думается, глядя на уже знакомый текст, что «я все запомнил и выучил».

Вам, наверное, кажется такой метод запоминания текста весьма трудоемким и нудным, но чтобы чего-то добиться, везде надо трудиться (вышла рифма :)), и без труда…, сами понимаете. Зато это самый простой, бесплатный и проверенный способ быстрого и эффективного запоминания.

Ну, а если кто-то хочет не эффективного, а скоростного запоминания, с различного рода манипуляциями Вашей психикой (по типу внушения, гипноза, 25-го кадра, различных волн и пр.) (защита психики), то я бы не советовал.

В природе, а человек ее часть, все должно быть естественно, и ничего сразу, «быстро», мгновенно — не происходит.

Желаю всем психологического благополучия!

Консультация психоаналитика

Источник: https://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychologiya/affektivnoe-i-bystroe-zapominanie-teksta/

10 способов, как улучшить память для запоминания английских слов

Повторяя слова вслух другому человеку, мы улучшаем их запоминание

В этой статье мы рассмотрим 10 способов, которые помогут вам улучшить процесс запоминания английских слов. Многие из этих советов не потребует от вас больших усилий и много времени. Поэтому, предлагаю прочитать все 10 советов, и выбрать тот, который вам больше всего подходит.

1. Учите английский перед сном

«Лучший способ улучшить процесс запоминания -это учить новую информацию непосредственно перед сном», говорит доктор Джонсон.

«Это потому что в это время мозг расслаблен, все беспокойства и тревоги дня уже позади, и ваш мозг как податливый пластилин готов запомнить новую информацию».

На следующий день вы будете помнить большую часть того, что учили вчера перед сном. Проверьте этот способ сами сегодня же вечером!

2. Сжимайте кулаки во время изучения английского

Исследования показывают, что сжатие правой руки в кулак и сильное сдавление ее во время запоминания иностранных слов, номеров телефонов и дат на самом деле значительно облегчает процесс запоминания. Когда же вам нужно будет вспомнить нужное слово или дату, сожмите левый кулак. Таким образом, эти действия активизируют те области мозга, которые ответственны за запоминание и вспоминание.

3.

Пейте больше молока  Вы подумаете, какой необычный совет? Какое отношение молоко имеет к изучению иностранных языков? Все дело в том, что во время исследования, в котором приняли участие 970 человек, выяснилось, что те люди, которые употребляли по крайней мере 5-6 раз в неделю молочные продукты намного лучше выполнили тесты на запоминание, чем те люди, которые редко употребляли молочные продукты.

4. Кушайте больше шоколада

Употребление шоколада может улучшить вашу память, полагают ученые Оксфордского университета, которые провели тестирование с 2000 добровольцами. Еще одно исследование в Университете Нортумбрии подтвердило, что люди, употреблящие большое количество флавонолов, содержащихся в шоколаде, намного лучше помнили новый материал и лучше справлялись с задачами по алгебре.

Отличная новость для любителей шоколада! Со стаканом молока и батончиком шоколада ваши уроки английского языка будут не только приятными, но и эффективными!

5. Двигайте глазами!

Двигайте глазами из стороны в сторону в течение 30 секунд во время запоминания новой информации, особенно при изучении английского языка! Ученые Манчестерского университета работали с добровольцами, чтобы проверить результаты этого метода. Поэтому, одну группу попросили двигать глазами справа налево во время прослушивания записи на английском языке,  другая группа- двигала глазами сверху вниз, третью группу попросили просто смотреть прямо в одну точку.

В результате, группа, в которой люди двигали глазами справа налево намного лучше помнили слова из записи, чем другие группы.

 Это потому, что левая и правая части мозга выполняют разные функции, и улучшая коммуникацию между ними с помощью двигания глазами, мы помогаем поддерживать умственную работоспособность и повышать концентрацию.

Поэтому, когда вы учите английские слова, старайтесь проделывать медленные движения глазами справа налево!

6. Повторяйте громко вслух

Это самый простой из всех методов для запоминания, говорят эксперты, изучающие мозг.

Исследования показали, что если вы произнесете вслух даты или иностранные слова, которые вы хотите запомнить, вы увеличиваете в два раза шанс запомнить эту информацию, чем если просто произнесете ее про себя.

Более того, в случае изучения английского языка- это также означает, начать использовать выученные слова и фразы в живом общении. Бенни Льюис, ирландский полиглот, советует начать «говорить на языке с самого первого дня изучения».

7. Используйте образы

Один из самых мощных способов для запоминания английских слов, дат или даже имен. Если вы встретите человека с именем John Bridge (слово ‘bridge’ означает ‘мост’)- представьте его, стоящим на мосту.

Психологи обнаружили, что чем более странным и ярким будет образ, тем лучше он работает.

Вы также можете использовать метод ассоциаций, когда вы по звуку английского слова подбираете слова из любого языка, который вы знаете.

8. Добавьте эмоции

Пожалуй, самая важная вещь, которую нужно помнить, что память тесно связана с эмоциями. Помните ли вы до сих пор определенное, яркое событие в вашей жизни, даже 5, 10 или 15 лет спустя?

Скорее всего, вы помните это событие, с поразительной ясностью, из-за эмоции , которую вы испытали в тот день. Чем ярче была эмоция (гнев, радость, печаль), тем более яркое воспоминание о том событии.

Таким образом, мораль этой истории? Добавьте эмоции в процесс обучения. Будьте заинтересованы в том, что вы учите. При изучении новой лексики создавайте позитивные эмоции. Придумывайте смешные истории с новыми словами.

Если изучение английского языка вызывает у вас отрицательные эмоции, или вам скучно делать очередной тест по грамматике, можно гарантировать, что вы забудете новый материал очень скоро.

9. Повторяйте, повторяйте и еще раз повторяйте!

Если вы читали наши предыдущие советы по запоминанию, я надеюсь, вы понимаете теперь, что механическое запоминание -это не самый лучший путь. Поверьте, это просто не работает.

Простое зазубривание- это по существу запоминание без какой-либо техники. В этом случае, вам нужно будет многократно повторять слова, пока они просто не прилипнут к вам. Это скучно и неэффективно.

Однако повторение также важно для закрепление материала, но его лучше совмещать с какими-то техниками, например ассоциациями или методом интервального повторения, в этом случае повторение будет работать как волшебство.

10. Учите английский короткими отрезками времени

Этот последний совет является еще одним важным моментом для запоминания. Самое главное, что это совет не требует от нас дополнительных усилий. Когда вы учите английский язык, старайтесь разделить время на небольшие отрезки с большими перерывами.

Например, вы учите английский утром 25 минут, потом перерыв до обеда, опять 25 минут..и вечером перед сном 25 минут.. Исследование показывают, что такие короткие подходы для нашей памяти гораздо эффективнее, чем заниматься 1,5 часа без перерыва.

Так почему же лучше учить английский небольшими отрезками времени? Скажем, вы пытаетесь запомнить список из 50 английских слов. Скорее всего, первые пять-семь слов вам будет не так сложно запомнить. Ваше внимание и концентрация в начале урока будут в хорошем тонусе.

Однако примерно через 20 минут активной работы ваш мозг начнет терять концентрацию и постепенно будет обрабатывать информацию медленнее. Если вы продолжите учебу в этот момент, процесс обучения будет менее эффективным и вы потратите больше усилий и времени, чтобы запомнить слова.

Однако, если через 25 минут после начала урока, вы сделаете перерыв, то в следующий раз, когда вы приступите к изучению этого списка слов, допустим, через пару часов, ваш мозг будет свежим и будет работать в максимальном режиме.

Источник: http://esl-success.com/effektivnoe-izuchenie-anglijskogo-yazyka/10-sposobov-kak-uluchshit-pamyat-dlya-izucheniya-anglijskogo-yazyka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.