Стереотипия: симптомы и лечение

Содержание

Стереотипия у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения

Стереотипия: симптомы и лечение

Физиологические. Появляется стереотипия обычно в детстве в виде приступов. Появление приступов возможно при проявлении тревоги, страхов, возбуждения.

 У совсем маленьких детей появление стереотипии как один из этапов в процессе развития контроля движений, а также для самоуспокоения и снятия напряжения и тревожности при эмоциональном стрессе, при тревоге, от недостатка внимания.

У взрослого здорового человека  такие проявления наблюдаются  при повышенном эмоциональном состоянии, например, стресс.

Патологические. Вызваны расстройствами психики, неврологии, при отклонениях в работе ЦНС, при аутистических расстройствах. Такие болезни могут привести к стереотипии:

  • аутизм (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера)         
  • синдром Ретта        
  • шизофрения        
  • синдром Туретта         
  • умственная отсталость         
  • врожденная слепота и глухота         
  • нейроакантоцитоз         
  • синдром Леша—Найхана        
  • обсессивно-компульсивный синдром        
  • минимальная мозговая дисфункция (ММД)

Симптомы

Стереотипии у здорового взрослого человека будут выражаться в перебирании пальцев, человек может постоянно скрещивать ноги, или наоборот разводить, почесывать ухо, губы прикусывать или облизывать.

 Это состояние у ребенка проявляется в покачивании на месте, сосании пальцев, поворачиванием в разные стороны головы, также ребенок может биться головой о твердую поверхность, волосы закручивать или выдергивать, обкусывать ногти.

В основном это навязчивое состояние проходит к 4-7 годам у большего количества детей, но возможно возникновения стереотипии и в более старшем возрасте.

При патологиях движения имеют более однообразные, ритмичные и стойкие. Это совокупность симптомов, которые выливаются в отдельный синдром, имеющий различные причины. В основном это небольшое количество повторяющихся движений, бывает даже одно, которые усиливаются при стрессовом состояний или могут развиваться в дальнейшем в состояний спокойствия.

Диагностика стереотипии  у ребенка

Посещение детского невропатолога и психолога. Собирается анамнез заболевания и проявление жалоб.

Осложнения

Стереотипия – это состояние, которое спровоцировано рядом болезней. В зависимости от этиологии болезни, на фоне которой появились стереотипии, могут появиться осложнения.

Лечение

При проявлениях стереотипии, обратитесь за консультацией к детскому невропатологу или психологу для назначения лечения. Старайтесь больше проявлять внимания ребенку.

Что сделает врач

От того как будет проходить лечение, все зависит от основного заболевания. Если это патологическая форма стереотипии, то важное значение придаётся психологической и педагогической коррекции, направленных вырабатывание навыков общения, самоконтроля, обучения. Какие либо лекарственные препараты назначаются врачом, то определенным признакам, которые мешают повседневной активности, обучаться.

Назначение седативных препаратов, нейролептиков. Немаловажным значением при лечении имеют сопутствующие симптомы, нарушение внимания, присутствие гиперактивности, при которых назначают нооттропные средства, легкие психостимуляторы, а также антидепрессанты. Здоровому человеку при проявлениях стереотипии для того, чтобы определить, точен ли диагноз стоит обратиться к невропатологу и психологу.

Профилактика

Избегание по возможности стрессовых состояний, соблюдение здорового образа жизни.

Статьи на тему

Показать всё

Пользователи пишут на эту тему:

Показать всё

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании стереотипия у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как стереотипия у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга стереотипия у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить стереотипия у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания стереотипия у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание стереотипия у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Источник: https://DetStrana.ru/service/disease/children/stereotipiya/

Стереотипия

Стереотипия: симптомы и лечение

Стереотипия – это однообразное бессмысленное повторение одних и тех же движений, слов или фраз вне смыслового контекста. Состояние стереотипии характерно для некоторых психических и неврологических расстройств. В зависимости от проявления стереотипии бывают моторными (двигательными), речевыми, мимическими, мыслительными. Особенно распространенным явлением является стереотипия движений.

Виды стереотипии

Это состояние характеризуется повторяющимися ритмичными и бесцельными движениями. Часто эти движения причиняют вред самому человеку.

Виды стереотипных движений:

  1. Дрожание рук.
  2. Размахивание руками.
  3. Кусание себя.
  4. Качание телом.
  5. Качание головой.
  6. Щипание кожи.
  7. Битье себя.
  8. Обкусывание ногтей.
  9. Битье головой.

Стереотипия констатируется как расстройство в том случае, когда повторяющиеся движения наблюдаются минимум четыре  недели.

Стереотипная мимика – явление достаточно распространенное. Она представляет собой повторяющиеся мимические движения, не имеющие определенного эмоционального компонента. Наблюдая со стороны, может показаться, что это выхолощенные движения мимики, без всякой коммуникативной функции. При этом сам больной не замечает собственной мимики, а окружающие воспринимают это как «дурные привычки».

Самыми распространенными проявлениями мимики являются:

— приподнимание бровей;

— «наморщивание» переносицы;

— дергание глазом;

— ухмылка;

— «насупливание» бровей.

Многократные непроизвольные повторяемые слова или сочетания слов. При этом слова или выражения повторяются свершено без изменений. Слова и словосочетания употребляются вне контекста и какого-либо смысла.

Это состояние проявляется в отсутствии способности к вариативности мышления. Человек принимает решение в различных ситуациях по общей однообразной схеме. При этом выход из разных ситуаций совершенно одинаков.

Причины стереотипии

Причины стереотипии окончательно не выявлены. Однако принято считать, что стереотипии могут быть вызваны следующими состояниями:

  • умственная отсталость;
  • черепно-мозговые травмы;
  • употребление наркотиков;
  • побочные явления от употребления лекарств;
  • кататония;
  • задержка психического развития;
  • ранний детский аутизм;
  • стрессовые состояния.

Диагностика стереотипии

Если в течение нескольких недель наблюдаются стереотипии в любой форме, то необходимо немедленно обратиться к врачу. Обследование врач начинает с подробного изучения медицинской карты больного.

Это происходит с целью исключения возможных причин стереотипии, таких как черепно-мозговые травмы, употребление лекарств с тяжелым побочным эффектом, наличие серьезного психического заболевания. В данных случаях стереотипия является симптомом или следствием мозговых нарушений.

Если же причин не выявлено, то врач может диагностировать стереотипию как самостоятельное состояние.

Лечение стереотипии

Первоначальной целью лечения является минимализация вреда, который наносит человек самому себе в силу стереотипии. Речь идет как о физической опасности, так и о психической. Для детей с двигательной стереотипией проводится целый ряд мер по созданию безопасной окружающей среды: мягкие игрушки, отсутствие острых углов мебели и т.д.

Взрослым людям рекомендуется ограничить круг социального взаимодействия и пересмотреть условия собственной деятельности.

В дальнейшем необходимо выявить причины появления стереотипии. Чаще всего повторяющиеся движения и слова вызывают стрессовые ситуации. Именно стресс способен запускать движения и изменения в поведении.

Важную роль играет обучение замещающим движениям. Так например, людей со стереотипиями учат пользоваться антистрессовыми предметами: сжимать скрепку в руках, держать руки в карманах и т.д.

Полезно применять техники релаксации и учить людей использовать их самостоятельно в различных ситуациях.

В некоторых случаях назначаются антидепрессанты:

  • селективные ингибиторы обратного захвата серотонина: Прозак, Золофт, Лувокс;
  • трицикличный антидепрессант: Анафранил.

Перспективы лечения стереотипии зависят от причин и глубины заболевания. Обычно стереотипии, вызванные употреблением наркотических или лекарственных средств прекращаются вместе с прекращением употребления препаратов их вызывающих.  В других случаях лечение может быть длительным и не всегда эффективным.

Важно помнить, что лечить стереотипии может только квалифицированный врач. По этой причине ни в коем случае не занимайтесь самолечением. Доверьте свое здоровье специалистам.

Источник: https://www.psyportal.net/134697/stereotipiya/

Расстройство стереотипных движений

Стереотипия: симптомы и лечение

Расстройство стереотипных движений – состояние, при котором пациент совершает бесцельные, повторяющиеся, как правило, ритмичные движения: раскачивается всем телом, бьет рукой по поверхности и т. д.

Иногда стереотипные движения включают в себя элемент самоповреждения, например, больной может биться головой о предметы, бить, кусать или щипать самого себя. Чаще возникает в детском возрасте, причиной развития является аутизм, неврологические расстройства и/или умственная отсталость.

Диагноз устанавливается на основании анамнеза, беседы с родителями и наблюдений за пациентом. Лечение – изменение условий окружающей среды, обучение новому поведению, устранение стрессов, фармакотерапия.

Расстройство стереотипных движений – повторяющиеся ритмичные бесцельные движения, сохраняющиеся в течение 4-х и более недель.

Обычно возникает в детском возрасте, является сопутствующей патологией при аутизме, поражениях ЦНС и умственной отсталости. У мальчиков диагностируется чаще, чем у девочек.

Может также становиться следствием тяжелого поражения головного мозга при алкоголизме, наркомании, приобретенном слабоумии в пожилом и старческом возрасте и пр.

Впервые стереотипные движения у детей с тяжелой умственной отсталостью были описаны в середине XIX века одним из основателей олигофренопедагогики французским педагогом и врачом Эдуардом Сегеном.

Масштабные исследования данной проблемы проводят с конца 60-х годов прошлого века.

Диагностику и лечение расстройства стереотипных движений осуществляют специалисты в области психиатрии, в ряд случаев – совместно с врачами других специальностей (в зависимости от причины развития расстройства).

Причины расстройства стереотипных движений

Непосредственной причиной возникновения расстройства является нарушение развития ЦНС или поражение головного мозга при различных заболеваниях. Стереотипные движения появляются или усиливаются в определенных ситуациях: при стрессе, эмоциональном дискомфорте или скуке.

Психологи и психиатры по-разному классифицируют такие движения, рассматривая их в качестве защитных ритуалов, обсессий, регрессивного поведения или самостимуляции.

Большинство психиатров считают, что расстройства стереотипных движений возникают в результате взаимодействия всех перечисленных факторов.

Бихевиористы делают акцент на стимулирующем поведении и говорят, что стереотипные движения являются гипертрофированной формой непатологических форм релаксации и самостимуляции, используемых психически здоровыми людьми.

Вариантами нормального самостимулирующего и релаксирующего поведения являются раскладывание пасьянса, ритмичное постукивание мячом об пол и др.

Такое поведение рассматривается, как социально приемлемое, не вызывает у окружающих недоумения или подозрений в наличии психической патологии.

Специалисты предполагают, что возникновение расстройства стереотипных движений у пациентов с поражением головного мозга может быть обусловлено усиленной потребностью в самостимуляции из-за недостатка сигналов из внешнего мира.

Обычные люди получают множество стимулирующих сигналов: при общении с другими людьми в процессе социальных и личных взаимодействий, при выполнении рабочих обязанностей и проведении досуга.

При патологии ЦНС количество таких сигналов уменьшается как в силу ограничения видов деятельности и незначительного количества контактов, так и в силу невозможности нормальной обработки некоторых сигналов головным мозгом.

Исследования западных психиатров доказывают, что расстройство стереотипных движений у аутистов также является способом регуляции приема сенсорной информации из окружающей среды.

Предполагается, что стереотипные движения блокируют неприятные или чрезмерные сигналы из внешнего мира и помогают обеспечить сохранение достаточного психологического комфорта. Вместе с тем, стереотипии играют негативную роль.

Они препятствуют обучению, являются поводом для стигматизации и ухудшают социализацию больных аутизмом.

Наиболее яркими признаками данной патологии являются бесцельность и ритмичный, повторяющийся характер движений. Больные могут качать какой-то частью тела (рукой, ногой, головой), раскачиваться всем корпусом, биться о предметы головой, бить, щипать или кусать самих себя, размахивать руками, обкусывать ногти, гримасничать, издавать какие-то звуки и т. п.

При этом чаще всего задействуются осязание, болевые рецепторы и чувство равновесия.

При некоторых заболеваниях (в первую очередь – при аутизме) встречается расстройство стереотипных движений с воздействием на другие системы восприятия, например, вкус (облизывание предметов), слух (давление на уши, похлопывание по ушам для изменения звука) или зрение (манипуляции пальцами или предметами перед глазами).

Диагноз «расстройство стереотипных движений» устанавливается на основании анамнеза, результатов наблюдения, беседы с пациентом (если это возможно) и лицами, осуществляющими уход за больным (родителями, сиделками). В процессе обследования устанавливают причину развития расстройства.

Может потребоваться консультация невролога, дефектолога, нарколога и других специалистов.

В зависимости от характера предполагаемой основной патологии больного могут направить на МРТ головного мозга, КТ головного мозга, рентгенографию черепа, эхоэнцефалографию, УЗДГ сосудов головного мозга и другие исследования.

Лечение расстройства стереотипных движений

Лечение данного расстройства комплексное, включает в себя воздействие на окружающую среду, мероприятия по снижению уровня стресса и обучение новому поведению. Можно выделить два вида воздействий на окружающую среду: направленные на повышение комфортности среды и на обеспечение безопасности пациента, страдающего расстройством стереотипных движений.

Более комфортная внешняя среда может быть создана путем подбора правильного освещения, организации удобного спального места, места для приема пищи и игрового пространства. К числу мер по обеспечению безопасности относятся приспособления для защиты от повреждений (например, специальный шлем, предохраняющий голову во время ударов), мягкие покрытия и т. д.

Для устранения стрессов используют техники релаксации. Родителей и других лиц, контактирующих с больным с расстройством стереотипных движений, обучают поведению, которое способствует снижению физического, психологического и эмоционального напряжения у пациентов.

Проводят специальные тренинги для формирования новых поведенческих навыков, следя за тем, чтобы обучение не вызвало выраженного сопротивления и не спровоцировало избегающее поведение, поскольку излишнее давление на ребенка с расстройством стереотипных движений может стать причиной фиксации и усиления стереотипий.

В ходе тренингов используют положительное подкрепление и специально разработанные техники переключения внимания.

Для устранения или уменьшения интенсивности стереотипных движений детские психиатры нередко используют лекарственные препараты. Согласно данным американских специалистов, у 40% детей с расстройствами стереотипных движений удается добиться улучшения при применении антидепрессантов.

Описаны также успешные случаи лечения с использованием солей лития, нейролептиков и препаратов для коррекции нарушений внимания (метилфенидата, атомоксетина). При необходимости осуществляют лечение основной патологии. Прогноз определяется тяжестью стереотипий и причиной их развития.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/stereotypic-movement-disorder

Стереотипия у детей — что это такое, как проявляется

Стереотипия: симптомы и лечение

Стереотипии это однообразные бессмысленные (по оценке окружающих) и повторяющиеся формы поведения или деятельности. Ими могут быть жесты, позы, движения, может быть речевая стереотипия, когда часто повторяются определенные обороты речи, слова, фразы. Чаще всего, наличие стереотипий беспокоит родителей. Потому что обычно свидетельствуют о различных нарушениях развития.

Лечение назначает только врач после тщательного обследования. Чтобы отличить стереотипию от других форм поведения, нужно обратить внимание на два фактора:

  1. Количество повторений – стереотипии много раз повторяются с различной периодичностью.
  2. Действия не несут смысловой, очевидной для окружающих и им понятной, смысловой нагрузки, лишены какой-либо функциональности. Хотя для ребенка являются необходимым «ритуалом».

Стереотипии обычно мешают нормальному развитию ребёнка и его успешной социальной адаптации.

Стереотипия – норма или патология?

Обычно стереотипии служат одним из способов борьбы со стрессом или тревогой. На начальных этапах развития (примерно лет до 4-5) дети могут сосать палец, например, некоторые делают это исключительно перед сном. Немало взрослых людей, которые во время волнения начинают грызть ноги, дергать ногой, чесать ладони или ходить из стороны в сторон.

Кто-то накручивает прядь волос на палец, теребит пальцы, это становится просто безобидной привычкой.

В раннем детстве при переживаниях ребенок совершал стереотипные действия, чтобы успокоиться, например.

Став взрослым, стал это делать механически, не осознавая, отвлекаясь от окружающей действительности при этом. Сам ритуал уже при этом теряет первоначальный смысл. Лечение при этом не требуется.

Эти действия будут иметь патологичную природу и требовать не столько лечения, сколько коррекции, если мешают нормальному общению и развитию. Патологичной стереотипия будет, если ребенку диагностируют какое-либо заболевание, возникшее в результате органического поражений центральной нервной системы. Также стереотипии частые спутники при психической болезни или расстройстве, неврозе.

Нередко они проявляются у аутистов. Если вмешаться в стереотипные движения или поведение, ребенок с различными нарушениями развития обычно проявляет агрессию, сопротивляется или плачет. Порой как будто полностью сосредотачивается только на стереотипных действиях.

Болезненно реагирует на попытки отвлечь его либо просто игнорирует, а когда его оставляешь в покое, возвращается к привычному ритуалу стереотипии.

Характер течения, интенсивность и продолжительность зависят от основного заболевания, также и лечение будет зависеть от характера болезни.

При патологичных стереотипиях люди не отвлекаются на другие действия, когда окружающие обращают на них (стереотипии) внимание. То есть, если, например, здоровому человеку сказать «ты зачем стучишь ногой?», он перестанет это делать. «Включится» произвольность психической деятельности и человек перестанет стучать ногой. При болезненных состояниях это часто бесполезно.

Виды стереотипий

Есть очень большое количество стереотипий. Это могут быть не только движения различными частями тела, но и своеобразные ритуальные действия. В своей книге об аутизме и способах коррекционной работы с детьми-аутистами, С.С. Морозова выделяет следующие виды стереотипий (они могут быть присущи не только детям со сложными формами аутизма):

  1. Двигательные – прыжки, раскачивание тела, ходьба на носочках, привычка теребить пальцы (порой дети до крови терзают свои пальцы, царапая их ногтями), строят гримасы, вытягивают губы «трубочкой». Двигательные стереотипии могут наблюдаться в клинике обсессивно-компульсивного синдрома (навязчивость мыслей и действий), компульсивное расстройство тоже в списке явных признаков имеет стереотипии, трактуется как синдром навязчивых движений. Лечить при этом прежде всего будут основное заболевание.
  2. Двигательно-сенсорные – дети стучат по различным поверхностям разными предметами или просто руками, постукивают пальцами, кружатся вокруг своей оси, надавливают на глаза, смотрят на свет сквозь пальцы, щурят глаза.
  3. Действия с отдельными частями предметов или с игрушками – пересыпание песка из одной емкости в другую, переливание воды, манипуляции с колесами игрушечных машин – откручивание\закручивание.
  4. Эмоционально-аффективные – ребенок проявляет аффективные реакции при выполнении им определенных действий или при выполнении определенных действий со стороны взрослых (может быть небрезглив в еде, например, поднимать с пола и есть, специально вызывая гневную реакцию у взрослых).
  5. Речевые стереотипии – бессмысленный повтор одних и тех же слов, фраз, звуков. Речевая стереотипия может наблюдаться при шизофрении, аутизме и других заболеваниях, а также при нарушениях развития мышления. Дети при этом могут повторять чужую речь. Задав им вопрос в ответ можно получить только повтор вопроса (эхолалии). Стереотипии наблюдаются и при других речевых нарушениях.

Некоторые авторы описывают и стереотипии мышления – навязчивые возвращения к одним и тем же мыслям, отличие от собственно навязчивости в полном смысле слова заключается в механистичности процесса, без внутренней борьбы и отсутствия эмоционально-травмирующей ситуации. Вообще, стереотипии как раз и отличаются, прежде всего, механистичностью, понижением уровня внимания. Стереотипные действия совершаются без предварительного планирования и осознания.

Различают также стереотипные ритуалы или привычки – ребенку нужно, чтобы все двери были закрыты, он хочет пить только из определенной кружки или есть из одной тарелки, часто дети-аутисты хотят видеть мать только в одном и том же халате, к примеру. С трудом привыкают к новой одежде. Их проявлением могут являться и определенные занятия – чтение книг исключительно на одну тематику, игры за компьютером только одной направленности.

Методы коррекции стереотипий у детей

С.С. Морозова предлагает следующие способы коррекции:

  • Переключение. Стереотипные действия «переключают» на другие действия. Но только на те, которые нравятся ребенку или хотя бы не вызывают в нем негативных эмоций. Например, если ребенок начал раскачиваться, его осторожно останавливают и предлагают вместо этого поиграть в то, что ему нравится (покатать машинки или собрать пазл). Если у ребенка двигательные стереотипии к примеру, он бессмысленно, но непрестанно теребит пальцы вместо того, чтобы заниматься на уроке, ему можно предложить положить руки на стол, если он не реагирует на слова, то нужно подойти и помочь ему это сделать.
  • Замещение. В ходе него ребенку одной стереотипией замещают другую, но более социально-приемлемой и не такой бессмысленной. Например, если ребенок раскачивается на месте, у него проявляется синдром навязчивых движений, то можно отвести его покачаться на качелях. Однообразные прыжки двигательных стереотипий можно подменить прыжками на батуте или через скакалку. Одну стереотипию можно замещать разными видами деятельности. Они будут ограничены по времени и более подвластны контролю.
  • Трансформация. Это сходно с замещением. По сути это и есть замещение, но только при этом смысл действий меняется. Действия будут более полезными для развития ребенка. Например, если ребенок любит бесцельно манипулировать с мелкими деталями конструктора, его можно научить конструировать целенаправленно – построить дом из конструктора, например.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Как распознать и справиться с психологическим шоком

  • Прерывание. Этот метод более кардинальный. Ребенка лишают возможности совершать стереотипные действия или лишают его ритуалов. Например, если он привык, чтобы все двери были закрытыми, постепенно его приучают к тому, что не все двери в помещении могут быть закрытыми и это нормально. Вначале слегка приоткрывают дверь, а потом доводят до полностью открытой. Если ребенок привык есть из одной тарелки, вначале подбирают похожую на нее, например, но немного отличающуюся, постепенно приучая ребенка к новой посуде.
  • Наработка гибкости. При этом ребенку вводят новые способы стереотипий, которые взаимодействуют со старыми. Постепенно происходит замена. Этот процесс долгий, который должен быть непрерывным, он способствует лечению. Чтобы ребенок постепенно приспосабливался к новым условиям жизни.

По мнению многих специалистов, стереотипия исчезнуть сама собой у детей не может. При этом требуется не только лекарственное лечение, но и помощь психолога, при нарушении речевой сферы занятия с дефектологом и логопедом. Успеха можно достичь только долгой, медленной и тщательной коррекционной работой.

Об этом стоит задуматься родителям, которые надеются, что «само пройдет». Естественно, речь идет о патологических стереотипиях, симптоме болезней. Сами стереотипии не болезни по сути, которые лечат только врачи.

Это поведение или действия, которые чаще всего требует психотерапии и психокоррекции, внимательного отношения родителей и педагогов.

Источник: https://opsihoze.ru/psihicheskie-narusheniya/pochemu-pojavljaetsja-stereotipija-u-detej-i-kak-ee-otlichit-ot-drugih-narushenij.html

Что такое стереотипии и как быть, если мучают навязчивые действия и движения

Стереотипия: симптомы и лечение

Стереотипии (стереотипные действия и навязчивые движения) это постоянное беспричинное воспроизведение фраз, слов, действий, имеющиеся при расстройстве аутистического спектра, сенсорной депривации, умственной отсталости.

Воздействие стереотипии может быть простым, такое как качание из одной стороны в другую, так и усложненным, как марширование на месте с постоянным повторением. Существует несколько версий происхождения болезни. Также есть несколько методик ее лечения.

Что провоцирует проявление навязчивости

Первые признаки болезни проявляют себя в раннем детстве в частых припадках. Проявление проблемы чаще всего случается при случаях возбужденности, страха, тревоги.

Минутка ликбеза

Проявление стереотипии у детей является частью развития самого ребеночка и его контроля собственных движений еще в процессе снятия напряженности и успокоения, навязчивых состояний при неврозе, при нехватке концентрации, переживаний. У сформировавшегося человека приступы проявляют себя тогда, когда появляется высокое эмоциональное напряжение, к примеру стресс или нервный срыв.

Синдром навязчивых движений и стереотипные действия могут вызвать психические расстройства, сбои в работе ЦНС, возникают они также при аутистических расстройствах.

Перечень болезней, которые могут вызвать развитие стереотипии:

  • синдром Ретта;
  • аутизм;
  • синдром Туретта;
  • нейроакантоцитоз;
  • обсессивно-компульсивный синдром;
  • синдром Леша – Нейхана;
  • врожденное отсутствие зрения и слуха;
  • умственная неразвитость.

Как это выглядит со стороны?

Стереотипные движения у здоровых детей и взрослых проявляются в быстром переборе пальцев, человек может очень часто передвигать и дергать ногами, чесать уши, облизывать, перекусывать губы.

У детей проявляется синдром также проявляется по-другому: засовыванием пальцев в рот, поворотами головы в разные стороны, пошатыванием на одном месте, закручиванием или выдергиванием волос, ребенок стремиться постоянно разбивать голову, обгрызать ногти.

При обычных обстоятельствах данные симптомы проходят с определенным возрастом, приблизительно в период от четырех до семи лет, но не редки случаи, когда они возникает в достаточно зрелом для ребенка периоде.

При таких отклонениях все телодвижения более долгие и резкие. Такие симптомы указывают на отдельное заболевание, имеющее ряд разнообразных причин.

Часто движения, которые повторяются, усиливаются при сильном нервном волнении, но могут развиться даже в состоянии полной расслабленности.

Возможные линии поведения

Повторяющиеся и стереотипные действия и движения проявляются в нескольких формах:

  1. Сенсорно – двигательные стереотипии – дети постоянно почесывают свои глаза, делают обороты по кругу, ребенок качается, занимается ощупыванием стен, издает ритмичные звуки.
  2. Речевые стереотипии — постоянно повторяющиеся слова и предложения.
  3. Двигательные стереотипии – бег, пошатывание, хлопанье в ладоши, взмахи, переборы пальцами, неправильная постановка стопы при хождении.
  4. Эмоционально – аффективные проявления синдрома чаще всего наблюдаются у детей, они производят действия с частями объектов или компонентами игрушечного материала – песок пересыпается из одного места на другое, откручивание колес на игрушечных машинках, вода переливается с места на место.
  5. Специфически выраженные привычки, ритуалы. Дети зачастую делают так, чтобы двери были либо постоянно открыты или закрыты, носят одну и ту же одежду, следуют одним маршрутом всегда, не меняют рацион.

Стереотипия и поведение ребенка при ее наличии

Происходит социальная дезадаптированность ребенка. Неосуществимость, притеснение в порыве прочувствовать свои стереотипии вызывает проблемы в поведении.

У такого ребенка ограничивается возможность адаптироваться к условиям жизни, которые постоянно изменяются.

Цели и подходы к терапии

Чтобы узнать, есть ли у ребенка заболевание необходимо обязательное посещение профессиональных врачей в области психологии и неврологии (желательно детских). Сдаются все анализы и исследуются ситуации, на которые поступают жалобы.

В общем, довольно тяжело разработать приемлемый подход к лечению стереотипии. Лечащий доктор будет следить за каждым происходящим этапом лечения, и во многом выздоровление будет зависеть от той болезни, которая спровоцировали развитие синдрома.

Если это патологическая стереотипия, то большая роль отводится учебной и психической коррекции ребенка, которые будут направлены на развитие общения и навыков контролировать себя.

Большое значение во время назначения комплекса терапевтических мер имеют те отклонения, которые сосуществуют совместно с стереотипией:

  • гиперактивность;
  • отсутствие желания слушать и понимать;
  • проблемы с вниманием.

Как корректируется навязчивая стереотипия?

Для корректирования нарушения используются такие методы:

  1. Замещение – замена одних стереотипных движений другими, очень похожими по действиям, деятельности, но уже совершенно безопасными. Этот метод действенен в постоянной трудовой занятости (учеба, активное занятие спортом).
  2. Переключение – приступы специально прекращают, предлагают пациенту, похожую, но более спокойную деятельность.
  3. Наработка гибкости – появляются новые стереотипы которые постепенно заменяются, и действуют со старыми – тем самым меняется поведение, которое постепенно становится более мягким, устойчивым и акклиматизированным. Важно, что стереотипии не пропадают сами по себе. Дорога к их уменьшению и возможному излечению – это трудоемкий процесс, постепенный, медлительно — поступательный путь к развитию крохи, чтобы ему не мешали приступы в адаптации к общественной жизни.
  4. Прерывание – обычаи, правила ребенка заменяют совсем другими, чтобы он мог свыкнуться с новыми навязчивостями и не боялся этого. Хотя поначалу будут истеричные протесты и истерики, но на это не стоит обращать внимания.
  5. Трансформация – это очень похожий метод с замещением, но при этом меняются все действия и смыслы. Осуществление любого задания не связанного с использованием слов – к примеру собирание мозаики. Тут на первый план выходит наблюдение за действиями ребенка, подбирается задание, которое соответствует его развитию и уровню, возможностям.
  6. Существует еще один хороший метод, — использование антистрессовых предметов и действий: можно держать руки в карманах, зажимать скрепку.

Важно научить пациента использовать все эти методы коррекции самостоятельно!

Важно понимать, что с стереотипия — не приговор, не нужно ее бояться, с ней можно и нужно бороться. При этом существует множество способов коррекции: от собирания простого конструктора или мозаики до сложных медицинских препаратов.

Но в тоже время не стоит забывать, что когда появился первый успех, то не стоит на этом останавливаться, а нужно и дальше продолжать борьбу с заболеванием.

Терапию нужно проводить совместно с профессиональным врачом, который будет использовать основные и дополнительные способы и методы лечения, которые будут особо эффективны в каждом отдельном случае.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/diagnostika/simptomy/stereotipii.html

Особый ребёнок. Миссия: Убрать стереотипии | Аутизм

Стереотипия: симптомы и лечение

Один из наиболее распространенных запросов, с которым приводят ко мне детей с расстройством аутичного спектра – помощь в избавлении от стереотипии. Попробуем, для начала разобраться, что это такое и зачем она «нужна» ребёнку.

Что такое стереотипия и как она проявляется?

Стереотипия — это устойчивое бесцельное повторение движений, слов или фраз. Самые распространённые случаи – это перебирание пальцами, хождение на носочках, хлопки в ладоши, раскачивания, прыжки. Наиболее эмоциональные – удары по голове, удары головой о твёрдые поверхности, крики.

Встречаются и более экзотические виды, такие как кручение предметов, чеканка мяча, копирование звуков (например, копирование звуковых уведомление мобильных телефонов). Причём ребята могут достигать потрясающей виртуозности в проявлении этих действий.

Иногда современные проявление стереотипий наблюдается и в виртуальном пространстве, когда дети с потрясающей точностью могут раз за разом проходить одну и туже игру.

Зачем ребёнку «нужна» стереотипия?

Наша психика устроена так, что непременно хочет получать удовольствие, удовлетворяя свои потребности. Потребности могут быть как низкого порядка – поесть-попить, так и более высокого, например, потребность в ощущении собственной безопасности.

Остановлюсь подробнее на той, которая будет необходима для понимания стереотипий у детей с РАС. Это потребность ОЩУЩЕНИЯ СЕБЯ в окружающем мире и пространстве.

По сути стереотипные действия – это попытка добиться определенных целей или удовлетворить какие-то потребности таким, весьма примитивным, способом, который со стороны выглядит абсолютно бессмысленным действием. А иногда кажется опасным и раздражает окружающих.

Итак, попробуем выделить три основные задачи, которые решает стереотипичное поведение.

1.Самостимуляция. В этом случае повторяющиеся действия – это «безопасное», выученное поведение, которое немедленно приведёт к ожидаемому ребёнком результату: почувствовал руки, ноги, голову и стало хорошо. Или повторил слова за взрослым и получил его улыбку в ответ.

Вспоминается случай, когда на консультацию пришел родитель с ребенком, при этом родитель держал в руках тапочек. Когда я предложил сделать ребенку задание он спросил: «А ты меня похлопаешь?» — «Конечно» – «А тапком?».

В данном случае у ребенка отсутствовало ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ, и родители достаточно долго боролись с его привычкой стучать по себе, биться головой об стены, прыгать с высоких поверхностей, приземляясь на пятки. В итоге, пришли к такому компромиссу: родителя сами хлопают ребёнка тапком, когда тот выполняет поставленную задачу.

Собственно, моя работа началась с возвращения ребёнку ощущения собственного тела, путем сначала достаточно крепкого обжимания рук и ног, а в дальнейшем осознанного напряжения (и удержания напряжения) и расслабления групп мышц.

2. Коммуникация. Здесь стереотипия является способом воздействия на другого человека при отсутствии других адекватных средств общения. Ко мне периодически приходят дети, которые, как только почувствовали себя в безопасности начинают кусаться и щипаться.

Сначала я думал, что это проявлений их дискомфортного внутреннего состояния, но, когда стал замечать системность мест, за которые меня хотят цапнуть, понял, что это диалог! «Подержи меня за эту руку!» — кусь, «Дотронься до носа» и т.д. Пока думал – ходил покусанный.

Также многие неговорящие дети использует однообразные действия для обозначения своих потребностей.

Например, ребенок встает на цыпочки и начинает ходить кругами, а родители пытаются угадать: что же хочет ребенок? Есть, пить, в туалет, мультики? Как только желание угадано, ребенок встает на всю ступню и цикл завершается.

3. Саморегуляция. В этом случае стереотипичное поведение проявляется для поддержания оптимального уровня бодрствования при недостатке, или избытке внешней стимуляции. У ряда людей, в том числе с РАС, этот диапазон достаточно мал.

В случае недостатка эмоций – нужно себя завести, взбодрить – и тут проявляется стереотипия. В случае избытка – успокоить привычным действием, с ожидаемым результатом – и тут снова стереотипичные движения выручают психику. Приведу пример.

Один из диалогов с ребёнком у меня выглядел примерно так:

Мальчик еле сдерживается, чтобы не затрясти руками:

«Давай поговорим!»

Я: «Давай. Где ты сегодня был?»

Парень успокоился размеренно и достаточно серьезно отвечает:

«В школе»

Я: «Что там сегодня ел на обед?»

Мальчик: «Кашу и пил чай»

Я: «А какой урок был после обеда?»

Мальчик: «Математика».

После этих слов уже не сдержался и затряс руками. На мой вопрос «Что случилось?», ответил: «Что-то я уже наговорился!» — В данном случае нахождение в полной тишине являлось таким же сильным раздражителем, как воспоминание о уроке математики.

Что «запускает» стереотипичное поведние?

Поводом для запуска стереотипного поведения служит непонимание или невозможность достигнуть задач, описанных выше.

Усугубляется это еще и особенностями восприятия у таких детей. Так, находясь в стрессовой ситуации психика перестает понимать, что происходит и как на это нужно реагировать, более того пропадает ощущение себя как такого.

В связи с этим запускаются МЕХАНИЗМЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ СЕБЯ В СТАБИЛЬНОЕ И ПОНЯТНОЕ СОСТОЯНИЕ с ощущениями и эмоциями, которые доступны для переживания. Особенно ярко это видно у детей с расстройством аутического спектра, у которых нарушено сенсорное восприятие.

Так, уровень шума, приемлемый для нормотипичного человека, может стать сильным стрессом для ребенка с РАС, что выводит его из гармоничного состояния и заставляет доступными и привычными способами вернуться в привычное состояние.

Также если сенсорика не возбуждается в должной мере, опять ПРОПАДАЕТ ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ, что приводит к совершению стереотипных действий.

Как вести себя родителям при стереотипичном поведении ребёнка?

Прежде чем начать бурную реакцию на действие ребенка, стоит понять: а какую потребность он пытается удовлетворить, что пытается сделать со своим организмом и психикой, что он хочет донести до окружающего мира?

Стереотипия – это не отдельный патологический процесс, её следует рассматривать как симптом, или следствие основного первопричинного фактора.

Поэтому к устранению данного нарушения нужно подходить комплексно.

То есть: помочь ребенку лучше ощущать (осознавать) свое тело, научить социальным формам коммуникации, способам преодоления стресса и техникам саморегуляции.

Вот несколько инструментов, которые можно попробовать использовать для решения более глобальных задач, которые описаны выше. Проще говоря — способы коррекции:

  • Переключать на другие действия, которые нравятся ребенку или нейтральны, но имеют хоть какой-то смысл.
  • Заместить одну стереотипию другой, но более социально-приемлемой и не такой бессмысленной. При этом одну стереотипию лучше заменять сразу несколькими альтернативными действиями.
  • Трансформировать бессмысленную, однообразную деятельность социально значимой. Например, бессмысленной стучание по столу превратить в игру на барабане.
  • Прерывание действий. Постепенное, но лишение ребенка возможности совершать эти действия.
  • Осмысление своих действий и самостоятельный отказ от них. Этот прием доступен в случае достаточно развитой интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.

Найти единственный верный способ вряд ли удастся. Не смотря на кажущуюся схожесть действий, опираться стоит на возрастные, психические, телесные особенности ребенка и ряд других, в том числе и культурных, факторов.

Порой, попытки избавить ребенка и, наверное, в первую очередь родителей от стереотипных движений приводят к комичным ситуациям. Расскажу об одном из случаев. Дано: мальчик-любитель трясти кистями рук. Задача: отучить его это делать.

Для этого я решил предложить ему древний буддийский метод избавления от вредных привычек – дать в каждую руку по палочке. В теории, как только привычка начинает подступать – ты понимаешь, что в руках у тебя палочки и вспоминаешь, что нужно сдерживаться.

Мне показалось, что палочки – это достаточно скучно, поэтому дал ему в каждую руку по куриному яйцу. Мальчик взял яйца и пошел к калитке. Спустя пару секунд (от дома до калитки 30 метров) – шмяк! Минус одно.

Парень засуетился, начал оборачиваться, увидел, что я смотрю на него и говорит испуганно: «Потеря!..». В общем, в тот раз буддийские методы не прокатили.

Имея достаточно опыта, понимаю, что в одночасье не получится убрать стереотипные действия полностью. Это достаточно серьезная, кропотливая работа, которая, возможно, потребует помощи разных специалистов параллельно: невролога, психиатра и терапевта.

На своих же занятиях я предлагаю своего рода среду, где ребенок может (или даже вынужден, не замечая для себя самого) попробовать лучше ОЩУЩАТЬ СЕБЯ, справляться со стрессовыми ситуациями и иначе коммуницировать со сверстниками и взрослыми.

Родитель, в свою очередь может увидеть возможности своего ребенка и постараться их перенести в «постоянную среду» дома.

Дмитрий Корнилов.

https://iprsn.ru/

Источник: http://semjadom.ru/bez-rubriki/osobyj-rebyonok-missiya-ubrat-stereotipii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.