Высокофункциональный аутизм: симптомы и лечение

Что такое синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм? | Фонд Выход, проблемы аутизма в России

Высокофункциональный аутизм: симптомы и лечение

  • На симпатичном ей мужчине фиксируется, как на спецобъекте и предпринимает неуклюжие попытки показать свое расположение: может ходить за ним по пятам, не отрываясь смотреть, доставать звонками, недостаточно точно понимая гендерное различие. 

    Для диагностики аутизма необходимо наличие аномальных признаков в трёх основных сферах высшей нервной деятельности. Эти сферы — социальное взаимодействие, общение и поведение.

    На практике это означает, что есть ТРИ ГРУППЫ АНОМАЛИЙ, проявления которых ДОЛЖНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО И ОДНОВРЕМЕННО ПРИСУТСТВОВАТЬ у человека, чтобы подозрение о РАС было оправданным:

    1. Затруднения в социальном взаимодействии и коммуникациях
    2. Ограниченные интересы
    3. Часто повторяющиеся действия

    При этом следует понимать, что ключевые дефициты у людей с РАС – это НАВЫКИ РАЗДЕЛЁННОГО ВНИМАНИЯ и способность к взаимности при взаимодействии.

    Сложность диагностики РАС обусловлена тем, что аномалии по перечисленным сферам демонстрируют себя по-разному и проявляются в разной степени. Такой широкий разброс определяет три степени тяжести расстройств аутистического спектра – лёгкую («мягкий аутизм»), среднюю (умеренную) или тяжёлую.

    Определения «мягкий аутизм», лёгкий аутизм и высокофункцциональный аутизм – это синонимы, которые возникли в процессе поиска наиболее точного описания возможностей человека с РАС, в первую очередь с целью встраивания в полноценную социальную жизнь.

    СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АУТИЗМ

    Типичные описания человека с аутизмом звучат одинаково в любой стране: «Он живёт в своём мире», «Он как будто не от мира сего», «Он замкнутый, необщительный и странный», «Ему никто не был нужен с самого детства».

    Однако у людей с высокофункциональным аутизмом проявления отгороженности от мира чаще всего смазаны и не так очевидны для стороннего взгляда:

    • В то время как человек с тяжёлым аутизмом не устанавливает глазной контакт с окружающими в принципе, у людей с «мягким аутизмом» глазной контакт может быть неустойчивый, поверхностный или недолгий: один-два раза взглянул и снова не смотрит.
    • В случае с классическим аутизмом создаётся впечатление, что человек вообще не обращает внимания на окружающую обстановку. А люди с лёгкими вариантами РАС скорее ищут контакта с людьми, даже если не умеют общаться социально приемлемым образом или не могут поддержать общение на уровне развития партнёра.
    • Жестикуляция – один из сложных нюансов при РАС любой степени. В тяжёлых случаях, она может полностью отсутствовать. В то время, как люди с высокофункциональным аутизмом могут использовать жесты, но неловко или непоследовательно. Они часто требуют отдельного обучения, когда, как именно и в какой последовательности показывать что-то руками или кивать.
    • При тяжёлом аутизме люди не делают никаких попыток поделиться своими впечатлениями и идеями с теми, кто их окружает. Или такие попытки минимальны, неоднородны и невозможны к адекватной расшифровке. В то время, как люди с РАС лёгкой степени могут не проявлять инициативы в этом направлении, однако охотно отзываются на дополнительные вопросы о своих мыслях и переживаниях, осознав заинтересованность со стороны партнёров по общению.

    КОММУНИКАЦИЯ И ЛЁГКИЙ АУТИЗМ

    Сложности с коммуникацией чаще всего являются главной проблемой человека с РАС и напрямую зависят от степени выраженности аутистических черт.

    Можно говорить о том, что коммуникативные трудности драматически увеличиваются по мере утяжеления признаков расстройства, и поэтому появились такие термины как «высокофункциональный» и «низкофункциональный». В основу такой терминологии заложена одна из основных функций здорового человека в мире – способность к адекватной, полной быстроадаптивной коммуникация с окружающими людьми.

    • Тяжёлый случай аутизма обычно не предполагает способности к спонтанной речи, хотя человек может освоить навык общения с помощью карточек или жестикуляции. Высокая функциональность сопровождается наличием усреднённо нормальной или даже отлично  развитой речевой функции. Однако его речь в целом может осложняться специфическими сложностями в условиях многофакторной сенсорной нагрузки. Например, человек прекрасно объясняется и даже читает лекции, но только в условиях отсутствия глазного контакта. Или замечательно пишет, быстро отвечает при переписке в чате, но испытывает существенные сложности при разговоре по телефону.
    • Ребёнок с классическим аутизмом часто так и не перерастает этап эхолалии (повторение чужих слов и фраз). Высокофункционаальный аутизм у ребёнка даёт значительные надежды на развитие спонтанной собственной речи с формированием оригинальных предложений.
    • При классическом аутизме некоторые сформированные навыки речи не дают широких возможностей поддерживать диалог. При лёгкой степени аутизма сложности возникают с началом и поддержанием беседы. Однако человек может научиться задавать вопросы, говорить по очереди с собеседником и начинать речевое взаимодействие. Зачастую при правильной коррекционной работе в этом направлении уровень речевых коммуникационных навыков достигает той высоты, при которой испытываемые сложности и их преодоление перестают быть заметными для окружающих.

    ПОВЕДЕНИЕ И «МЯГКИЙ АУТИЗМ»

    И снова набор признаков поведенческих аномалий, а также их выраженность, сильно варьируется в зависимости от степени тяжести РАС:

    • Для людей с тяжёлым аутизмом стереотипии могут быть необходимым условием осмысления мира (трение рук, хлопанье руками, словно крыльями, бегание по кругу, ходьба вперёд-назад и др.). В случаях с высокой функциональностью стереотипические действия носят менее выраженный характер и могут быть произвольно перенаправлены в наиболее терпимые для социума формы (качание с пяток на носки, словесные тики, лёгкие мимолётные гримасы, пощёлкивание пальцами и пр.).
    • Для людей с классическим аутизмом рутинные действия и режим – это аспекты первостепенной важности, изменение которых приводит к сильному стрессу и выраженной негативной реакции. В случае с мягким аутизмом изменение в планах или привычных обстоятельствах заставляет человека нервничать (слабо или умеренно), но не помешает ему справиться с целевыми действиями и в новых обстоятельствах.  Для детей с лёгким РАС, которые проходили терапию с раннего детства, изменение в режиме и рутинах не становится проблемой вообще.
    • Дети с выраженным РАС не могут принимать участие в ролевых играх, а дети с лёгким РАС испытывают с этим некоторые трудности. Например, вместо того, чтобы притвориться мотоциклистом, ребёнок будет делать вид, что он и есть мотоцикл.
    • Самообслуживание (одевание, приготовление еды, простые виды работ по дому) – ещё один аспект ежедневной жизни, который не поддаётся полному освоению для человека с тяжёлым аутизмом. В то время как такие люди испытывают зависимость даже в мелочах, люди с лёгким аутизмом способны вести полноценную самостоятельную жизнь.

    Лиса Джо Руди

    Перевод: Екатерина Журавлёва

    Аутичный спектр — очень широк. Если вы представите его себе в виде радуги (или гауссовой кривой), вы заметите, что огромнейшая часть спектра не находится ни на одном, ни на другом конце — а скорее, где-то в середине.

    На сегодняшний день у нас нет надежного подтверждения того, что БОЛЬШАЯ часть людей в аутичном спектре находится “где-то в середине”.

    Ясно, однако, что львиная доля медийного внимания сосредоточена на верхнем и нижнем концах спектра — на тяжелых инвалидах и на очень высокофункциональных аутистаx.

    Если верить СМИ, высокофункциональный край спектра населен в основном эксцентричными гениями — часто упоминают Билла Гейтса, Альберта Эйнштейна, в компании с ними Дэн Экройд и Дэррил Ханна — которые в общем и целом отлично справляются, хотя и маршируют в ритме своего собственного барабанщика. В реальности, однако, “высокофункциональный аутист” лишь в редких случаях “гений”, “магнат” или “звезда Голливуда”.

    На самом деле, высокофункциональные аутисты, вероятно, не обладают более высоким интеллектом, чем их нейротипичные сверстники. Они, вероятно, лишь в очень малой степени обладают тем стремлением к успеху в обществе, которое помогло Биллу Гейтсу найти инвесторов или Эйнштейну — издателей.

    Кроме того, такие люди могут испытывать значительные трудности, которые препятствуют комфортной жизни, успеху в работе или романтических отношениях, и даже в обретении чувства собственной значимости. Ситуация частично усугубляется еще и удивленной и обескураженной реакцией других людей, не ожидающих странного поведения от человека, который обычно «сходит за нормального».

    К тому же, обычно никто не ожидает, что человек с тяжелой формой аутизма молча переживет кризисный момент, а от высокофункциональных аутистов ожидают именно этого. Наконец, высокофункциональные аутисты, как правило, хорошо осознают свои проблемы и очень чувствительны к негативным реакциям окружающих.

    Ниже перечислены некоторые из проблем, препятствующих удовлетворённости и успешности у высокофункциональных аутистов (включая диагностированных устаревшим ныне синдромом Аспергера):

    Сенсорные перегрузки

    В той же мере, что и аутисты с более низкой функциональностью, высокофункциональные аутисты подвержены сенсорным дисфункциям, а именно: слабо, умеренно или сильно повышенная чувствительность к шуму, толпам, яркому свету, сильным вкусам, запахам, прикосновениям. Это значит, что умный и способный человек с развитой речью, может быть не в силах войти в переполненный ресторан, пойти в кино, или справиться с сенсорными перегрузками в торговых центрах, на стадионах или других местах скопления народа.

    Социальная “бестолковость”

    В чем разница между простым приветствием и сигналом романтического интереса? Насколько громким является «слишком громко»? Когда принято говорить о своих личных проблемах и интересах? Когда необходимо прекратить делать то, что вам нравится и обратить внимание на другого человека? Все эти вопросы сложны для кого угодно, но для высокофункционального аутиста они могут стать непреодолимым препятствием в социальном взаимодействии, на работе или в романтических отношениях.

    Тревога и депрессия

    Тревога, депрессия и другие аффективные расстройства более распространены среди людей с высокофункциональным аутизмом, чем среди населения в целом. Мы не знаем, вызывает ли аутизм аффективные расстройства, или эти расстройства являются результатом социального отторжения и фрустрации. Но как бы там ни было, любые смены настроения могут вывести из строя сами по себе.

    Отсутствие навыков планирования выполнения задач

    Исполнительные функции включают навыки, которые мы используем, чтобы организовать и спланировать нашу жизнь.

    Они позволяют обычному взрослому человеку составлять планы заранее, обратить внимание, что шампунь заканчивается или составить расписание и следовать графику его выполнения для того, чтобы завершить долгосрочный проект.

    У большинства высокофункциональных аутистов исполнительные функции ослаблены. Из-за этого им очень сложно вести домашнее хозяйство, справляться с изменениями расписания учебы или работы, и т.п.

    Нарушения эмоциональной регуляции

    Вопреки распространенному мнению, люди с аутизмом очень эмоциональны. На самом деле, люди, страдающие аутизмом, могут стать чрезмерно эмоциональными в несоответствующих ситуациях.

    Представьте себе шестнадцатилетнего подростка, который разрыдался из-за изменения в планах, или взрослую женщину, испытавшую эмоциональный срыв из-за того, что ее машина не заводится.

    Подобные проблемы действительно могут возникнуть у людей с высокофункциональным аутизмом, так как они способны весьма разнообразно действовать ТОЛЬКО в предсказуемых ситуациях и без каких-либо неожиданных препятствий.

    Сложность в восприятии вербальных инструкций

    Человек с высокофункциональным аутизмом может прекрасно справляться с поставленной задачей, но не в состоянии следовать речевым инструкциям. 

    Другими словами, если полицейский говорит остаться в машине и дать ему права и техпаспорт, человек с аутизмом может обрабатывать только “остаться в машине”, или только “дай мне права”.

    То же самое касается инструкций данных, скажем, в классе бальных танцев, в кабинете врача, или кабинете начальника.

    Как вы понимаете, это может привести к любым неприятностям, начиная от серьезных проблем с полицией или ненамеренных ошибок на работе.

    Очевидно, что термин “высокофункциональный” именно это и означает. Но высокофункциональный аутизм не легкий или простой диагноз, с которым можно жить. Для тех, кто ухаживает за людьми с выскофункциональным аутизмом, нанимает на работу, учит или работает с ними, важно помнить, что аутизм это аутизм.

    Источник: http://autism.about.com/od/aspergerssyndrome/fl/Why-High-Functioning-Autism-Is-So-Challenging.htm

  • Источник: https://simptomi.online/bolezni/nevrologiya/span-class-red-span-span-vopros-otvet-span-32-span-chto-takoe-sindrom-aspergera-i-vysokofunktsionalnyj-autizm.html

    Высокофункциональный аутизм: характеристики и классификация

    Высокофункциональный аутизм: симптомы и лечение

    Появление в семье ребенка с аутизмом накладывает на родных и близких дополнительные заботы и обязательства. Развитие подобных деток зависит в основном от настойчивости и старания их окружения.

    Одной из форм заболевания является высокофункциональный аутизм.

    Как проявляется заболевание, какие споры и спекуляции ведутся вокруг и как помочь малышу адаптироваться к окружающему миру – тема сегодняшнего серьезного разговора.

    Аутизм и высокофункциональный аутизм

    Термином «аутизм» называют нарушения в развитии головного мозга, вследствие которых возникает дефицит социального взаимодействия и сложности в общении. Интересы аутистов ограничены, действия повторяются, контакт с внешним миром минимален.

    Высокофункциональный аутизм – одна из форм заболевания, о которой ведутся активные медицинские дискуссии. Термин принято относить к людям с относительно высоким коэффициентом интеллекта (более 70).

    Уровень развития таких пациентов позволяет частично воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию.

    Однако пациенты с ВФА не избавлены от трудностей в освоении социальных навыков, они немного неуклюжи и зачастую имеют задержку речевого развития.

    Классификация

    Медицина классифицирует аутизм по этиопатогенетическим факторам. Это значит, что учитывают совокупность причин и механизма развития заболевания.

    Поскольку клинические проявления всех типов аутизма сходны, их выделили в единую группу, которую назвали термином “расстройства аутического спектра”.

    РАС включают синдром Каннера, то есть тяжелую форму раннего аутизма, синдром Аспергера (высокофункциональный аутизм), эндогенный аутизм, синдром Ретта, аутизм неясного генеза и другие виды.

    Несмотря на то что изучением заболевания занимается огромное количество ученых, выяснить общую причину возникновения аутизма пока не удается. По этому поводу ведутся дискуссии. Медики не могут найти общий язык даже в вопросе о том, вызывает ли аутизм единая причина, действующая на генетику, когнитивное развитие и нейронные связи, или это разные причины, действующие на организм одновременно.

    Основную ответственность за появление аутизма возлагают на генетику. Но и здесь нет полной ясности. Поскольку присутствует взаимодействие множества генов и частичные генные мутации с сильным эффектом.

    Причины высокофункционального аутизма также не установлены точно. Одно из последних исследований в этой области выявило возникновение структурных аномалий в определенных участках головного мозга, которые отвечают за социальное взаимодействие.

    Еще один медицинский спор

    Целый ряд ученых считает ошибочным утверждение, что высокофункциональный аутизм – это синдром Аспергера. Они утверждают, что это разные заболевания с похожими симптомами. Попробуем объяснить, на чем основаны эти сомнения:

    1. При ВФА наблюдается задержка развития речи, особенно это заметно до трех лет. При синдроме Аспергера задержки речи нет.
    2. Пациенты с синдромом Аспергера имеют лучшее конгниктивное функционирование, чем при ВФА.
    3. Для ВФА характерен более высокий коэффициент интеллекта.
    4. У пациентов с синдромом Аспергера более явное отставание развития мелкой моторики.
    5. У пациентов с ВФА меньше дефицит невербальных способностей.
    6. У пациентов с Аспергером более высокие вербальные способности.

    И тем не менее эти два состояния многие считают одним заболеванием с незначительной разницей в симптомах и течении.

    Признаки. Физиологические отклонения

    Высокофункциональный аутизм, признаки которого рассматриваются в этом разделе, имеет ряд физических и поведенческих проявлений. Наблюдения проводились у больших групп пациентов разными учеными, которые подметили определенную закономерность.

    К физиологическим признакам, часто встречающимся у детей с ВФА, можно отнести:

    1. Притупленное или излишне острое сенсорное восприятие.
    2. Частые судороги.
    3. Слабый иммунитет.
    4. Проявление синдрома раздраженного кишечника.
    5. Нарушение функционирования поджелудочной железы.

    Поведенческие отклонения

    Высокофункциональный аутизм у детей имеет целый ряд поведенческих особенностей:

    1. Проблемы с речью. До года дети почти не гулят, к двум годам словарный запас не более 15 слов, в три года заторможена способность комбинирования слов. Дети неспособны к обобщению и использованию личных местоимений. О себе они говорят в третьем лице.
    2. Слабый или полностью отсутствующий эмоциональный контакт с окружающими. Дети не смотрят в глаза, не просятся на руки, не улыбаются в ответ на улыбку. Они не выделяют родителей, не реагируют на обращения.
    3. Сложности в социализации. В окружении других людей высокофункциональная форма аутизма у пациента проявляется дискомфортом, желанием отгородиться, отойти, спрятаться. Взрослые аутисты ощущают безотчетный страх или тревожность.
    4. Всплески агрессии. Любое неудовольствие вызывает у аутистов гнев, агрессию или истерику. Пациент может ударить или укусить. Часто агрессия направлена на себя, это наблюдается в 30% случаев.
    5. Дети с высокофункциональным аутизмом почти не проявляют интереса к игрушкам. Они не способны к образному мышлению и не понимают, что делать с игрушками. Но может возникнуть сильная привязанность к одной игрушке или к любому предмету.
    6. Узкая сфера интересов. Способность достигнуть результата в одном направлении. Наблюдательность. Потребность доводить до конца начатое занятие.
    7. Стереотипность в поведении. Склонность к определенному порядку действий. Атипичный высокофункциональный аутизм, как и обычная форма аутизма, сопровождается многократным повторением одного и того же слова или действия. Кроме того, пациенты подчиняют свою жизнь строгому распорядку. Любые отклонения вызывают неуверенность или агрессию. Побороть агрессию в этом случае бывает очень сложно.

    Высокофункциональный аутизм, симптомы которого рассматриваются в статье, дает возможность ребенку обучаться в обычной школе. Однако для этого родителям придется приложить массу усилий.

    Спекуляции вокруг аутизма

    На исследованиях проблемы аутизма сделали карьеру многие врачи и ученые. Но она же привлекла множество мошенников.

    Так, британский ученый Эндрю Уэйкфилд поднял огромную волну в обществе, опубликовав исследование о том, что прививки от паротита, краснухи и кори влияют на развитие аутизма у детей. Эта тема получила огромный резонанс.

    Однако через время она была полностью опровергнута. Но противники прививок продолжают спекулировать псевдоисследованием, не упоминая о том, что оно оказалось ошибочным.

    Как помочь ребенку с высокофункциональным аутизмом?

    Аутизм – неизлечимое заболевание. Он сопровождает человека всю жизнь. Ребенок вырастает, и качество его взрослой жизни зависит настойчивости его окружения. Если взрослые не занимались коррекционной терапией и не учили ребенка взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, то он никогда не станет самостоятельным.

    Существует ряд рекомендаций, как организовать жизнь аутиста с высокофункциональной формой заболевания. Их выполнение облегчает аутисту взаимодействие с окружающим миром:

    1. Составляйте расписание, придерживайтесь четкого режима дня, предупреждайте о любых изменениях заблаговременно, чтобы аутист привык к мысли об изменении привычного режима.
    2. Определите внешние раздражители. И ребенок, и взрослый с высокофункциональным аутизмом может впадать в агрессию от самых незначительных деталей. Этот может быть определенный цвет, звук или действие. Оградите аутиста от раздражающих факторов.
    3. Научитесь успокаивать истерики, которые бывают у пациентов с ВФА довольно часто. Не давайте аутисту сильно перенапрягаться и уставать.
    4. Заботьтесь о безопасности во время истерики. Убирайте все опасные предметы из зоны доступа.
    5. Не кричите и не пугайте аутиста, не критикуйте его действия. Такое поведение усилит стресс, и больной дольше не сможет успокоиться.

    Не отказывайтесь от помощи психологов, логопедов и коррекционных программ. Это поможет ребенку с высокофункциональным аутизмом немного адаптироваться в сложном и враждебном для него мире.

    Источник: http://fb.ru/article/282162/vyisokofunktsionalnyiy-autizm-harakteristiki-i-klassifikatsiya

    Высокофункциональный аутизм: особенности проявления у мужчин и женщин

    Высокофункциональный аутизм: симптомы и лечение

    2 Фев 2017 13:14 © Женская доля

    Аутизм — врожденный недуг, возникающий в результате нетипичного развития головного мозга, определяющей чертой которого является очевидный дефицит социальных коммуникаций, общения, зацикленность интересов и действий. Проще говоря, аутист – человек живущий не в социуме, а «в себе».

    Существует несколько классификаций аутизма. В одной из них болезнь подразделяют на «низко» – «средне» – и «высокофункциональный» аутизм.

    Принято считать, что высокофункциональная форма аутизма снабжает человечество гениями, но так ли это? Насколько легко жить людям с таким диагнозом? И одинаково ли проявляется недуг у мужчин и женщин?

    Признаки высокофункционального аутизма

    Высокофункциональный аутизм отличают от классического наличием большего набора функций:

    • При классическом аутизме наблюдаются значительные речевые проблемы. Ребенок не говорит, не понимает значение слов и обращенную речь. Требуется сложная работа по обучению его простым вербальным коммуникациям. При высокофункциональном варианте может наблюдаться незначительная задержка речи. Затем ребенок овладевает нормальным словарным запасом.
    • Классический аутизм часто сопровождается задержкой умственного развития. При втором варианте – умственное развитие может быть даже выше нормы. Дети вовремя овладевают познавательными навыками, имеют достаточные знания об окружающем мире.

    Если к совокупности симптомов не присоединяется гиперактивность, диагностировать аутичное расстройство могут ближе к школьному или даже к подростковому возрасту. Поведение детей не вызывает тревоги, поэтому некоторые несоответствия списываются на невоспитанность или индивидуальные особенности ребенка. И только растущие коммуникационные проблемы показывают, что ребенок – аутист.

    Дети с классическим аутизмом, с набором низких функций на момент рождения и начала наблюдения при целенаправленной работе постепенно переходят в разряд высокофункциональных аутистов. Функции развиваются, если их подтягивают искусственно. Помогают специальные занятия и незначительное медикаментозное сопровождение, активизирующее мозговую деятельность .

    Почему им сложно?

    Глядя на людей с диагнозом «высокофункциональный аутизм», обычно замечают только их преимущества. Особенно после того, как была выдвинута гипотеза о том, что Билл Гейтс, Винсент Ван Гог, Альберт Энштейн, Исаак Ньютон, а из женщин Вирджиния Вульф и Дерил Ханна относятся к их числу. На самом деле, все не так радужно. Справляться с жизнью аутистам значительно сложнее, чем остальным.

    Несмотря на внешнюю кажущуюся приспособленность к окружающей среде, им так же тяжело взаимодействовать с миром, как и остальным аутистам. У них сходные реакции на кризисные ситуации, что нередко удивляет окружающих, думающих, что они имеют дело с обычными людьми. Реакции удивления и недоумения от коллег, близких и знакомых дополнительно травмируют человека с высокофункциональным аутизмом.

    Эмоциональное развитие у них достаточное, поэтому они тяжело переживают моменты, когда оказываются не на высоте. Это приводит к депрессиям. Они страдают из-за трудностей на работе, сложностей в построении романтических отношений.

    Как проявляется высокофункциональный аутизм

    • Сенсорная гиперчувствительность. Плохо переносят шум, звуки, столпотворение людей. Существует низкая, средняя и высокая сенсорная гиперчувствительность.
    • Социальная неловкость.

      Какая улыбка предназначается другу, а какая – понравившейся особе противоположного пола, как громко можно говорить в магазине, а как – на вечеринке, в какой ситуации стоит рассказывать о личных проблемах, а когда нужно держаться официально? Всего этого аутисты не понимают, и каждый раз попадают в неприятные ситуации.

    • Депрессивные расстройства и тревожность. Согласно данным статистики аутисты чаще, чем другие люди страдают от депрессии и тревожности. Ученые не могут пока сказать, случается это из-за особой организации мозговой деятельности или депрессия – следствие отвержения, стрессов, которые испытывают аутисты в повседневной жизни.

    • Трудности самоорганизации. Поставить цель, спланировать работу и сделать расписание таким людям тяжело. Исполнительные функции у них сильно хромают. Им трудно, например, обратить внимание, что заканчивается сахар, и купить его заранее.

      Поэтому для человека с аутизмом ведение домашнего хозяйства – сложная, порой, невыполнимая задача.

    • Эмоциональная нестабильность. Вопреки расхожему мнению, это очень эмоциональные люди. Они расстраиваются, когда случается неожиданная неприятность и реагируют взрывом эмоций.

      Высокофункциональные аутисты способны ориентироваться в предсказуемой ситуации. К ней они готовы и действуют разнообразно. А непонятные события вызывают у них панику и растерянность.

    • Неприятие сложных вербальных форм.Справляются с поставленной задачей, но испытывают трудности, пытаясь распознать речевые инструкции.

      Команда «Выйдите из кабинета и пригласите следующего» для них невыполнима. Они слышат только первую часть «выйдите из кабинета». Естественно, что такая особенность часто порождает проблемы в повседневной жизни.

    Высокофункциональный аутизм по гендерным стереотипам является чисто мужским отклонением, но это не так.

    Аутические расстройства встречаются и у женщин, но вот диагностирование их затруднено тем, что в социальной ситуации женщины камуфлируют ошибки, используя наблюдение и имитацию. Другими словами, испытывая патологический страх перед неправильным социальным поведением, они способны притворяться нормальными, копируя поведение других людей в той или иной ситуации.

    Как симптомы расстройства выделяют женщин с ВФА среди других женщин

    • Модной и красивой одежде аутистка предпочтет удобную – практичность превыше всего.
    • Не станет тратить время на замысловатую прическу, ограничиваясь простым расчесыванием, и, зачастую, не нуждается в макияже.
    • Может выглядеть эксцентрично, не понимая этого.

    • Голосовые, поведенческие навыки, а также внешний вид больше напоминают детские и не соответствуют реальному возрасту.
    • Невербальные функции гораздо более экспрессивны, чем у мужчин с ВФА.
    • Теряется в осознании собственной личности, беря за образец другие и воспроизводя их поведение.

    • Любимое занятие – уход от реальности в воображаемый мир, включающий в себя погружение в просмотр фильмов, чтение книг, компьютерные игры.
    • Создает для себя правила и неуклонно следует им: дисциплина, повторяющийся порядок действий, систематические привычки.

    • Зона комфорта – дом или любое удобное для контроля место.

    Интеллектуальные возможности таких женщин

    • Если не диагностирован аутизм или СА (синдром Аспергера) в раннем детстве, то, возможно, девочка с высокофункциональным аутизмом принималась за особо одаренную, но замкнутую и стеснительную. Либо, напротив, могла иметь проблемы с успеваемостью.

    • Часто имеет остров гениальности (компьютеры, изобретения, определенная наука) или выдающийся талант (особенно в сфере искусств – музыка, живопись)
    • Кроме того, девочки, как правило, преуспевают в изучении иностранных языков, литературе, психологии.

    • В приобретении навыков, связанных с особым интересом, является успешной самоучкой.
    • Легко получает блестящее образование, которое всегда сопровождается социальными осложнениями во время учебы.
    • Может быстро и внезапно охладеть к занятию, взывающему сильнейший интерес до этого.

    • Свойственен высокий коэффициент интеллекта, но имеются проблемы с усваиванием информации из-за медленного восприятия.
    • Вербальной информации предпочитает письменную или схематичную.

    Эмоции

    • Женщина с высокофункциональным аутизмом эмоционально неискушена, но очень впечатлительна.
    • Самые сильные эмоции для нее – страх и тревожное возбуждение
    • На интимный разговор о чувствах может выйти легче, чем мужчина с ВФА.

    • Возможны частые перепады настроения и нервные срывы, вплоть до маниакально-депрессивного психоза.
    • Крайне чувствительна к медицинским препаратам, иногда оказывающим на нее противоположный эффект.

    • При тревожном расстройстве неосознанно использует зацикленные движения: постукивает пальцами, топает ногой, подергивает волосы и т.п. Восторг проявляется примерно также: активные движения руками, подпрыгивания, хлопанье в ладоши.
    • Чрезвычайно склонна к истерикам, даже при посторонних, из-за эмоциональной перегрузки.

    • Не может мириться с несправедливостью и непониманием, реагируя на них приступом ярости.
    • После срыва может перестать говорить надолго, либо говорит монотонно и осипшим голосом.

    Социальное общение

    • Часто ее высказывания и поступки не находят правильного понимания у окружающих.
    • Может умышленно казаться грубой и недружелюбной.

    • Как правило, женщина с ВФА исключительно стеснительна и немногословна, но, если тема вызывает острейший интерес, активно включается в разговор, воодушевленно рассказывая о достижениях в этом вопросе.
    • В особо остром или продолжительном социальном общении может истощиться и отключиться от перегрузки.

    • Предпочитает без особо важных причин не выходить из дома.
    • С трудом заводит подруг, т.к. не любит чисто женских занятий и разговоров.
    • Романтическим отношениям предпочитает одиночество, но, если вступает в отношения остается верной им навсегда.

    • В интимных отношениях, из-за сенсорных отклонений, либо получает невероятно острые ощущения, либо фригидна и крайне не любит секс.

    • На симпатичном ей мужчине фиксируется, как на спецобъекте и предпринимает неуклюжие попытки показать свое расположение: может ходить за ним по пятам, не отрываясь смотреть, доставать звонками, недостаточно точно понимая гендерное различие. 

    Таким образом, высокофункциональный аутизм и у мужчин, и у женщин, хоть и считается более легкой разновидностью, имеет свои сложности в адаптационном плане. Он все равно остается аутизмом. Это нужно учитывать близким, учителям и работодателям.

    Источник: http://zhenskayadolya.ru/vysokofunktsionalnyj-autizm/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.