Задержка психоречевого развития: симптомы и лечение

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у детей 3-5 лет: что это такое, симптомы, лечение, коррекция

Задержка психоречевого развития: симптомы и лечение

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это задержка речевого развития (ЗРР), которая сочетается с общим интеллектуальным недоразвитием.

Что это такое

Задержка психоречевого развития (зпрр) является следствием задержки речевого развития (зрр) в раннем возрасте до 4 лет. Нарушение развития речи влекут за собой общее недоразвитие психики.

Поэтому, если до 4 лет ребенку поставлен диагноз «задержка речевого развития (ЗРР)» важно не ждать, что малыш «сам разговорится», а вести коррекционную работу: принимать медикаментозное лечение, если его назначает врач-невролог и заниматься с логопедом или в домашних условиях

В МКБ-10 ЗПРР не выделяется в отдельную категорию. Отдельные элементы, характеризующие данную патологию, встречаются в тех же разделах, что и ЗПР — F80-F89.

Почему возникает ЗПРР

Чаще всего ЗПРР возникают на на резидуально-органическом фоне. Причинами в большинстве случаев становятся неврологические изменения:

  • Поражения ЦНС
  • Опухоли
  • Доброкачественные образования (кисты).

Часто ЗПРР идет рука об руку с РДА (ранним детским аутизмом), ДЦП (синдромом Дауна). Так что если в анамнезе такой диагноз – вы в группе риска.

Данная классификация – важная часть подбора лечения, поскольку болезнь или нарушение, вызвавшее отставание в речи, может иметь особую симптоматику, подлежащую коррекции в индивидуальном порядке.

Проявления

ЗПРР у детей имеет разнообразные симптомы. Часто родители списывают их на особенности характера, даже не предполагая, что карапузу требуется лечение. Наличие следующей симптоматики является поводом для подозрений:

  1. Избыточное слюноотделение, не вызванное прорезыванием зубов.
  2. Повышенная возбудимость.
  3. Заторможенная мыслительная деятельность.
  4. Плохая память.
  5. Замкнутость, избегание общения.

И самый верный показатель — отставание от норм формирования речи. . Стандартный график такой:

  • С 2-6 месяцев – гуление, или первые звуки.
  • С 4-9 месяцев – лепетание: повторяются парные звукосочетания. Важна также реакция на появление знакомых лиц – младенец оживится, заулыбается и залепечет.
  • 1 год – простые слова из ранее освоенных слогов («мама», «дядя»). Ребенок также должен отзываться на свое имя и привычные ласковые прозвища.
  • 2 года – предложения из пар слов («мама на», «деда дай»). Сформировано умение повторять фразы за другими людьми.
  • 3 года – активный словарный запас составляет 750 слов.

При опоздании в пределах недели паниковать рано, если наступление очередного этапа в жизни маленького солнышка задерживается намного существеннее – обратите на это внимание своего педиатра.

Встречаются также другие проявления:

  • Постоянство в привычках – малейшая смена режима, знакомого меню, обстановки вызывает истерики и крики.
  • Нежелание взаимодействовать со сверстниками и родителями.
  • Агрессия или аутоагрессия – щипки, покусывание, удары, направленные на окружающих или самого себя.

Данный список особенностей напрямую связан с проявлением аутичных черт. Что это на самом деле — РАС в чистом виде, или в сочетании с ЗПРР, зависит от того, нарушена ли способность говорить. Точная постановка диагноза в таком случае требует дополнительного обследования.

Диагностика

При подозрении на ЗПРР или РАС необходимо пройти осмотр широкого перечня специалистов. Что же включает в себя такое обследование?

  1. Первый этап — визит к неврологу, который произведет оценку состояния ребенка, направит на дополнительные исследования. При подтверждении диагноза, он назначит таблетки. Также будут даны направления на ЭЭГ и МРТ, позволяющие оценить состояние мозга и выявить нарушения его работы.
  2. Следующий шаг — консультация отоларинголога или сурдолога, при которой выявляются проблемы со слухом.
  3. Порой позволяет оценить ситуацию поход к генетику, выявляющий генетические мутации и отклонения.
  4. Логопед и детский психолог оценят соответствие речевых навыков возрастным нормам развития.

Возраст играет огромное значение: если ребенок совсем не говорит в 5 лет – считается, что это грубая задержка психоречевого развития. Исправить ситуацию все еще возможно, но вероятность удачного исхода крайне невысока.

В случае двухлетнего карапуза терапия окажется в разы эффективнее. Потому дожидаться пятилетнего возраста, когда сложности станут заметны невооруженным взглядом, не стоит: в таком вопросе лучше проявить излишнюю осторожность, чем рискнуть здоровьем своего наследника.

Лечение

Лечение ЗПРР – сложный процесс, требующий комплексного подхода. Однако, при слаженных действиях врачебного персонала и родителей возможно полное исправление нарушений. Рассмотрим существующие подходы более детально.

Медикаменты

Одной из важнейших составляющих борьбы с ЗПРР у детей является медикаментозное лечение. Не отказывайтесь от назначенных врачами лекарственных средств, но и не пытайтесь экспериментировать с ними самостоятельно.

Только специалист, знающий особенности работы мозга, способный предусмотреть потенциальные аллергические реакции и учитывающий индивидуальный уровень возбудимости, способен подобрать подходящий набор препаратов.

Могут быть назначены:

  • Магне B6 или другие магнийсодержащие лекарства
  • Когитум
  • Мексидол
  • Винпоцетин
  • Церебролизин
  • Глицин
  • Фенибут

Данный перечень не является полным. Возможно применение средств с аналогичными действующими веществами или схожим воздействием. Выбор зависит от персональных показаний вашего малыша.

Коррекция

Коррекционная работа производится как дома с мамой, так и с профессионалами. Выбор доктора зависит от возраста.

  • Двухлетки занимаются c дефектологом. Основная цель – не запустить отставание в мыслительной деятельности, встав на один уровень владения основными навыками со сверстниками.
  • В четыре года наступает пора работы c логопедом. Чтобы сформировать верное произношение, проводится артикуляционная гимнастика и укрепляющий массаж лицевой зоны.
  • Занятия с психологом станут подспорьем в тех случаях, когда этиология заболевания связана с эмоциональными потрясениями. Травмированная психика и зажатость мешают спокойному выражению своих переживаний, в этом случае способен помочь только квалифицированный психолог.

В домашних условиях

Занятия на развитие мелкой моторики:

Пальчиковые игры:

Квиллинг

Лепка из пластилина:

Игры с вырезанием и одеванием бумажных кукол

На улучшение памяти и внимательности:

  • Чтение
  • Игра в города, предметы
  • Поиск отличий
  • Квесты с поиском клада
  • Заучивание и повторение скороговорок – также поможет улучшению артикуляции.

Прочие методы

  • Остеопатия
  • Иглорефлексотерапия
  • Электрорефлексотерапия
  • Магнитотерапия
  • Иппотерапия
  • Дельфинотеапия

Остеопатия и иглорефлексотерапия воздействуют на определенные точки на теле человека, оказывая вспомогательный эффект: расслабляя и поддерживая работу нервной системы.

Электрорефлексотерапия и магнитотерапия точечно воздействуют на поврежденные отделы головного мозга, активизируя их.

Иппотерапия и дельфинотерапия делают кроху более открытым, заряжают позитивными эмоциями, которыми он наверняка захочет поделиться с окружающими.

ЗПРР и приучение к горшку

Одной из сопутствующих проблем задержки психоречевого развития у ребенка – отказ от присаживаний на горшок. Дети будто бы не могут на нем усидеть – кричат, вырываются, уползают. Порой мамочки и папочки отчаиваются, решая — ЗПРР и горшок несовместимы. Но есть перечень советов, которые помогут приучить маленького упрямца делать свои дела на горшочек:

  • Откажитесь от подгузников. Мокрые трусики отлично мотивируют непоседу проситься в туалет.Не бегите моментально стаскивать влажное белье. В детской голове должно закрепиться правило: сходил в туалет куда надо – после было тепло и сухо. Решил повредничать – стало неприятно.
  • Заразительный пример. Более умелые в туалетных делах сверстники, персонажи мультиков – все средства хороши. Посадите на горшочек любимую игрушку – уж если любимый медвежонок делает пи-пи в это странное местечко, кроха точно последует его примеру.
  • Не ругайте за «аварию». Покажите, что вы расстроены, объясняйте, что ходить с мокрыми штанишками –  не здорово.
  • Если в какой-то момент все получилось  – не скупитесь на похвалу.
  • Если дело не сдвигается с мертвой точки – не стоит страдать и превозмогать. Возможно, через неделю-другую появится положительная динамика.

Главное в коррекционных процедурах – регулярность и добровольность.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/zaderzhka-psihorechevogo-razvitiya-u-detej

Задержка психоречевого развития у детей лечение

Задержка психоречевого развития: симптомы и лечение

За один день на Земле рождается примерно 365 тысяч детей, и население нашей планеты увеличивается на 200 тысяч. Появление в семье наследника – крайне важное событие. Каждый родитель уверен, что его малыш самый здоровые и уникальный, но статистика показывает, что у 10% детей встречается задержка психологического и речевого развития.

Показатель довольно высокий, поэтому мамочки и папочки должны быть внимательны, обязательно знать нормы развития и в случае каких-либо отклонений сразу же обращаться к специалисту, который сможет выявить заболевание на ранних стадиях и назначить соответствующее лечение. Чем раньше начинается борьба, тем больше шансов на успех.

Давайте же разберёмся по порядку, что это такое, как выявить, и, конечно же, причины и профилактику.

Задержка развития и её типы

Каждый малыш развивается индивидуально, но несмотря на это существуют определенные нормы.
ЗПР — это задержка психического развития — темповое отставание развития психических процессов у ребёнка.

ЗПР это общая аббревиатура, в частности различают задержки только речевого развития (ЗРР), задержки психического развития (ЗПР) и совместную форму заболевания — ЗПРР.

Типы ЗПР

В 1989 году К.С.Лебединская, советский детский психиатр и дефектолог, предложила классификацию, в основу которой легли причины возникновения данного заболевания.
Клара Самойловна выделила 4 типа ЗПР:

  1. Конституционного происхождения, еще одно название — гармонический инфантилизм.
    В данном случае причиной является наследственность, и проявляется как незрелость психики и телосложения. Ребёнок щупленький, очень эмоциональный и переменчивый в настроении и своём мнении.
  2. Соматогенного происхождения. Причинами являются ранее перенесённые заболевания или длительные аллергии, нервозны, оказавшие влияние на развитие головного мозга. В данном случае у детей не страдает интеллект, но наблюдаются сложности в коммуникации, боязливость, низкая работоспособность, повышенная утомляемость даже во время простых заданий.
  3. Психогенного происхождения. Причина: неблагоприятные социальные условия воспитания, это чаще всего касается сирот, или детей из неполноценных, либо малообеспеченных семей. К этой же категории относятся дети, которые подвержены излишней опеке. Из-за дефицита внимания или его избытка ребёнок становится несамостоятельным, неуверенным в себе, ранимым.
  4. Церебрального происхождения. Это самая тяжёлая форма ЗПР, её причиной является поражение головного мозга, возникающее при патологии беременности или после перенесённых на первом году жизни серьезных заболеваний. В данном случае ребёнок неэмоционален, у него бедное воображение, низкий уровень интеллектуального развития.

Нормы развития

Чаще всего задержки развития замечаются в дошкольный и школьный период, когда происходит столкновение с обучением. Но чаще всего заболевание можно выявить раньше, если быть немного внимательней. Для этого достаточно знать представленные ниже нормы.

Таблица 1. Средние значения правильного психического и физического развития.

2-4 месяцамладенец учится держать головку, умеет удерживать и отпускать объекты, хорошо видит близко, улыбается и начинает смеяться, различает голоса родителей и распознаёт их на ощупь
полгодадите может поднять грудь и голову, перевернуться со спины на живот, начинает сидеть, у него повышено слюноотделение, начинают резаться зубки. Он подражает действиям других людей, звукам, различает родителей и боится незнакомцев
1 годребенок начинает самостоятельно ходить, поднимать небольшие объекты, реагирует на своё имя, понимает простые команды, привязывается к игрушке, начинает играть в простые игры
1 год 6 месяцевмалыш в это время уже может контролировать мышцы сфинктера, поднимается по лестницам, самостоятельно держит ложку, начинает имитироваться написание, слушает рассказы и смотрит фотографии, ощущается привязанность к взрослым и каким-либо личным предметам
2-3 годаповышается концентрация внимания, появляются ощущения жажды, нужды, голода.В это время ваше дите задает множество вопросов, по подсчетам ученых, около 900 в день.
5 летначинается формирование математических навыков, ребенок может сосчитать до 10, знает номер домашнего телефона, становится более ответственным и глубоко размышляет над различными вопросами

Очень важное значение имеет речевое развитие, именно неправильное формирование речи является главным фактором для постановки диагноза ЗПР.

Таблица 2. Нормы речевого развития

2-4 месяцав первые месяцы своей жизни грудничок должен прислушиваться к отдельным звукам, а также издавать свои — агукать
4-5 месяцевв произнесение звуков включается язык, малыш в этом возрасте старается подражать интонации взрослых, хоть и произносит ещё неопределенные звуки
6-10 месяцевпроизношение отдельных слогов путём подражания или в качестве игры, способность составить цепочку слогов из 2-5 сегментов, появляются первые, хоть и непонятные слова
11-12 месяцевцепочки с чередующимися слогами, появление первых слов, а также выделение некоторых слогов длительностью, высотой звука, это будущие ударения.
1 годтолько в это время ребёнок начинает произносить адресные слова конкретным предметам, людям или действиям. В его запасе примерно 10 слов.
1 год 6 месяцевзапас слов малыша доходит до 50, он может различать называемые вслух предметы и понимает простые просьбы, такие как «возьми ложечку», «принеси игрушку».
2 годаможет составлять фразы, а словарный запас приближается к 300 словам
4 годаможет произносить полноценные предложения, даже если какие-то звуки произносятся неправильно.
5 летречь уже полностью считается сформированной

Если вы боитесь вовремя не заметить какие-то особенности вашего дитя, то самым разумным будет периодически навещать своего педиатра для общего обследования, так вы можете быть спокойнее.

Врач сразу сможет заметить даже малейшие отклонения, что позволит вовремя приступить к лечению.

Ведь из-за высокого процента встречаемости, задержка психического развития у детей определяется довольно несложно.

Причины возникновения ЗПР

Задержка развития ребенка может возникнуть по множеству причин, все их подразделяют на две большие группы: биологические и социальные факторы.

Биологические факторы

Они проявляются как отклонения в созревании различных отделов головного мозга, а также как локальные повреждения ЦНС.

Это может произойти во время беременности, когда у будущей мамы сильной токсикоз, инфекционные заболевания, вредные привычки, также причиной может стать резус конфликт.

Резус конфликт – это реакция иммунной системы матери на чужеродный белок плода. Данный белок располагается на поверхности эритроцитов, и его наличие говорит о положительности резуса, у 15% людей он отсутствует, и это не оказывает никакого негативного влияния.

Резус конфликт происходит в случае, когда у резус-отрицательной матери должен родиться младенец с положительным резусом.

Здесь нужно быть очень внимательным, вы должны периодически сдавать анализы крови на антитела, и в случае их повышения вам вводится специальная сыворотка, мешающая возникновению конфликта.

Большое влияние могут оказать родовые травмы и недоношенность плода, а также перенесённые в раннем возрасте инфекционные длительные заболевания, черепно-мозговые травмы.
Известны случаи, когда ЗПР носит наследственный характер и передаётся из поколения в поколение.

Социальные факторы

Если с биологическими факторами все более или менее понятно, то что касаемо социальных причин, их огромное множество, хотя они напрямую зависят от воспитания родителями.

Итак, сюда относятся неблагоприятные условия воспитания, ограниченность активных движений, дефицит общения со взрослыми и сверстниками, а также излишняя опека со стороны родителей.

Этот список можно продолжать далее, но суть проблемы ясна.

Главное, как можно скорее выявить заболевание, и устранить фактор воздействия.

Изменения ребенка, страдающего данным недугом

Нарушение интеллекта у детей с задержками развития чаще всего незначительные, хотя встречаются, но больше всего страдают важнейшие процессы жизнедеятельности, такие как:

  • восприятие, оно замедленное и неточное, плохо формируются образы;
  • внимание — кратковременное, малыш трудно сосредотачивается и легко отвлекается на посторонние стимулы;
  • мышление — трудности с анализом информации, со сравнением и обобщением каких-либо фактов и предметов;
  • память — слабая, материал запоминается мозаично и сложно повторно воспроизводится;
  • речь — несвязная, непонятная, либо вообще отсутствует.

Дети с задержкой психического развития чаще всего легко внушаемые, тревожные, импульсивные, они предпочитают играть в одиночку, и редко соблюдают правила игры. Им присуща частая смена настроения, неуверенность, неуместные эмоции.

Если пустить ситуацию на самотек, то последствия данного заболевания крайне негативно отразятся на будущей личности, человек начнет отдаляться от общества, у него сформируется комплекс неполноценности, будут заметны сложности в усвоении навыков. Вряд ли он сможет быть полноценным членом общества. Разочарования будут постоянно преследовать его на работе, в личных отношениях.

Помощь своему чаду

Самое главное, вовремя обратиться к специалисту! Изучите вопрос с научной точки зрения, если осведомлен, значит вооружен! Выстраивайте хорошие отношения со своим дитем, он должен доверять вам и ощущать поддержку, создайте с ним крепкую эмоциональную связь.

Развивайте навыки вашего ребёнка, но для начала выявите, к чему именно у него склонности. Не нужно заставлять его заниматься тем, что кажется интересным вам, он вправе сам выбирать. Никогда не торопите ребёнка, чего бы это ни касалось.

Постоянно играйте с ребёнком в развивающие игры, задайте ему сложные вопросы, разговаривайте с ним.

От родителей зависит многое, а точнее практически всё! Уделяйте своему ребёнку достаточно времени, узнавайте, обучайте его, следите за его здоровьем.

Не нужно думать, что Ваш ребёнок сам вырастет, что позже сам заговорит и так далее. Да, бывают исключения.

Известны случаи, когда дети начинали говорить и в 5 лет, но им все равно не удавалось догнать своих сверстников, а в последствие наблюдались сложности с коммуникацией, чтением, письмом.

Важно понимать, что ребёнок с задержками развития не является умственно отсталым, он прекрасно осознает суть происходящего, но не может самостоятельно справиться, ему требуется ваша помощь.
Главное в этом деле не быть параноиком, стоит понимать, что каждый человек, даже самый маленький, индивидуален и его путь развития тоже. Здоровых вам деток!

Источник: https://pups.su/psihologiya/zaderzhka-razvitiya.html

Задержка психоречевого развития у детей: причины, лечение, прогноз

Задержка психоречевого развития: симптомы и лечение

Отставание детей в психоречевом развитии сегодня имеет стойкую тенденцию к росту. На данный момент каждому пятому ребенку пяти лет ставится этот диагноз.

А между тем лечение в таком возрасте уже практически не дает результатов. Отставание в психическом и речевом развитии станет причиной серьезных проблем при обучении, общении с окружающими.

Как же распознать у детей начинающуюся задержку психоречевого развития (ЗПРР) и оказать им необходимую помощь?

Распознать – вовремя

В большинстве случаев ЗПРР проявляется у ребенка крайне рано. Связано это с тем, что вызывает такую задержку чаще всего нарушение деятельности отделов мозга, отвечающих за эмоциональную и речевую сторону развития.

Здесь очень важно вовремя забить тревогу. Если начать лечение по достижении 2-3 лет, оно будет гораздо более результативным.

Ребенок сможет затем учиться в обычной школе, не будет иметь трудностей с общением, особенно со сверстниками.

Многие родители не обращают внимания на симптомы отставания своих детей, считая это просто индивидуальными особенностями их развития. Однако об отсутствии патологии можно говорить, если отклонение от нормы не превышает нескольких месяцев. Если же ребенок 3 лет не говорит ни слова – это явная задержка развития.

Как же проявляется задержка психоречевого развития в раннем возрасте? Возникает она обычно на фоне отклонений (даже серьезных патологий) в работе нервной системы, поэтому большинство таких детей с раннего возраста наблюдается и лечится у специалистов. При этом педиатры, неврологи, психиатры всегда вписывают в детскую историю болезни: «угрожаемый по ЗПРР». На это стоит обращать самое пристальное внимание и принимать меры, как только будут замечены подобные тревожные симптомы:

  • к 4 месяцам малыш не начал реагировать на голоса и жесты родителей, не научился улыбаться;
  • к 8 месяцам нет проявления гуления, ребенок не лепечет однотипных слогов;
  • к году не проявляет эмоциональной активности, говорит буквально 2-4 слова;
  • к полутора годам не может понимать простейших слов и просьб, не отзывается на свое имя, не может попросить о чем-то, зачастую такие дети не могут даже жевать;
  • к двум годам использует несколько слов в устойчивой форме, не учит новые;
  • после двух лет говорит всего полтора-два десятка таких слов, при этом они не формируются в предложения, даже простые;
  • после трех ребенок может составлять простейшие предложения (из 2-3 слов, порой несогласованных между собой), растягивает или, наоборот, тараторит, «съедая» окончания слов; вместо ответа на вопрос часто повторяет сам заданный вопрос.

Кроме того, отклонения в работе нервной системы приводят к другим проявлениям отставания в развитии у детей:

  • постоянное слюнотечение из открытого рта;
  • рассеянность, невнимательность;
  • повышенная утомляемость;
  • гиперактивность;
  • склонность к агрессии;
  • неразвитая память;
  • слабое воображение;
  • медленное соображение;
  • эмоциональная скудость;
  • затруднения при контактах с другими людьми;
  • признаки отставания физического развития (ребенок хилый, имеет слабую мышечную массу, низкий тонус, иногда – ДЦП).

Совет

Чтобы снизить отставание малыша в психоречевом развитии, окружите его активной речевой средой: как можно больше говорите с ним, пойте ему, читаете книжки, рассказывайте детские стишки и потешки, вовлекайте в обсуждение просмотренных мультиков или сказок, даже если он очень плохо говорит. Пусть показывает свое отношение эмоциями, жестами, лепетом.

Если начать комплексное обследование такого ребенка, непременно будут выявлены нарушения работы левого полушария его мозга, которое отвечает за психоэмоциональное и речевое развитие.

В чем корень проблемы?

Отличие задержки психоречевого развития от простого отставания развития речи в том, что последнее может возникать на фоне простого отсутствия нормального окружения ребенка, когда дефицит общения и занятий по развитию речи либо напряженная психологическая обстановка приводят к торможению речи. Причины же ЗПРР в подавляющем большинстве случаев – патологии работы нервной системы, и лишь в единичных случаях – так называемая социальная запущенность. Это важное отличие для понимания и решения проблемы.

Что же нарушает нормальную мозговую деятельность малыша? Спровоцировать патологии могут:

  • сложности при протекании беременности (инфекции, гестоз, травмы, отравления, обострения заболеваний матери);
  • гипоксия плода (кислородное голодание);
  • сложные, проблемные роды (преждевременные, стремительные, сопровождающиеся обвитием пуповиной, травмами ЦНС ребенка);
  • тяжелые инфекции, перенесенные ребенком в раннем возрасте;
  • некоторые генетические заболевания, приводящие к патологиям работы мозга.

Подобные нарушения могут спровоцировать серьезные заболевания, которые также будут характеризоваться заметным отставанием ребенка в психоречевом развитии:

  • нарушение метаболизма центральной нервной системы;
  • эпилепсия и другие подобные нарушения;
  • образования в мозге (кисты, опухоли);
  • ишемическая болезнь;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • гидроцефалия;
  • ДЦП;
  • спазмы сосудов головного мозга;
  • нарушенная циркуляция спинномозговой жидкости.

Зпрр при аутизме

Аутизм – одно из серьезнейших психических заболеваний, сопровождающееся задержкой психоречевого развития. Аутизм характеризуется крайней степенью замкнутости, отсутствием интереса к происходящему вокруг. Поэтому очень важно вовремя установить (или исключить) эту психическую патологию у ребенка. Сопровождается она весьма специфической симптоматикой.

  • Ребенок избегает любого контакта с окружающими людьми, даже с родителями, погружен в себя.
  • Он склонен к приступам безосновательной агрессии, при этом она часто направлена на самого себя (малыш может бить себя, щипать, кусать).
  • Ребенка отличает стереотипное нелогичное поведение: он повторяет монотонные движения (раскачивается в стороны, кружится или ходит по кругу, расставляет вещи в определенном порядке, болезненно реагируя на малейшую попытку что-то переставить).
  • Кроха не понимает, для чего нужны игрушки, зачастую ролью игрушек наделяет совершенно другие предметы (папины инструменты, кухонную утварь). Выбирает для игры один любимый предмет или даже какую-то его отдельную часть (например, ситечко от заварника или крышку от контейнера).
  • Не может и не стремится общаться с людьми: объяснять им что-то, просить, благодарить, помогать.
  • Игнорирует просьбы о помощи, демонстрируя полное равнодушие.

Подобные проявления довольно сложно поддаются лечению, требуют комплексной помощи родителей, неврологов, психиатров, психологов, а также использования нетрадиционных форм и методов реабилитации. К сожалению, зачастую более-менее адекватную помощь такие дети могут получить только у дорогостоящих зарубежных специалистов.

Лечение ЗПРР

Исходя из того, что проблема в подавляющем большинстве случаев кроется в нарушениях функционирования отделов головного мозга, лечение должно начинаться с комплексного обследования для выявления точной и полной картины происходящего. Обследования проводят невролог, психиатр, педиатр, детский психолог. Только после этого разрабатывается индивидуальный план лечения. Он может включать в себя следующие составляющие.

  • Медикаментозное лечение, направленное на коррекцию работы пораженных участков мозга, улучшение нейронных связей и микроциркуляции крови, улучшение кислородного питания, снижение нервной возбудимости и гиперактивности, обогащение организма поливитаминами и минералами. Назначение препаратов проводит детский невролог или невропатолог после проведения таких исследований, как КТГ, ЭЭГ, МРТ.
  • Микротоковая рефлексотерапия – метод реабилитации детей с ЗПРР, при котором сверхмалые электроимпульсы действуют на биологически активные точки головного мозга. Это позволяет восстанавливать нарушенную работу центральной нервной системы в пораженных участках. Такой метод разрешен уже с 6-месячного возраста и эффективен даже при гидроцефалии.
  • Работа с дефектологами. Эти специалисты начинают занятия с детьми от двух лет. Они нацеливают свою работу на развитие памяти, мыслительных способностей, мелкой моторики ребенка.
  • Занятия с логопедами. Их целесообразно начинать не раньше 4 лет (но и не позже 5). Логопед должен «выставить» ребенку правильную артикуляцию, научить его понимать и строить предложения и связные тексты. При этом может понадобиться логопедический массаж, помогающий разрабатывать жевательные и мимические мышцы лица, шеи, языка, снимать с них повышенный тонус, что будет способствовать более свободному звукоизвлечению. Работа с логопедом должна являться логическим продолжением комплекса лечебно-реабилитационных мер, а не единственным способом заставить малыша говорить. В 4-5 лет это практически невозможно.
  • Посещение детского психолога. Обращение к нему может понадобиться, если клиническая картина сопровождается серьезными психотравмирующими моментами (например, длительная разлука с мамой, когда кроха вынужден был после рождения долгое время находиться в больнице без нее, сильный испуг, состояние стресса, проживание в неблагополучной семье с неблагоприятным психологическим микроклиматом и т. д.).

В серьезных случаях задержки психоречевого развития не пренебрегайте дополнительными, альтернативными способами коррекции и адаптации.

Это может быть, например, дельфино- или иппотерапия, музыкальные занятия, сеансы общения с кошками, всевозможные игры, развивающие мелкую моторику, творческое мышление и логику (пазлы, головоломки, конструкторы, лепка из пластилина, глины, соленого теста; танцы, рисование, работа с песком, крупами, мыльной пеной и т. д.).

Все это не только поможет ребенку освоить нужные ему навыки, но и снизит чувство тревоги и одиночества, придаст уверенности в своих силах (особенно если за малейший успех мама его похвалит), даст ощущение родительской любви и заботы, поможет ему ощутить свою нужность и значимость в семье и обществе. Не бойтесь показать малышу все богатство проявлений эмоций, творчества, общения, красоту и гармонию окружающей природы. Все эти звенья логично дополнят цепь предыдущих мер, и результат будет гораздо заметнее.

При задержке психоречевого развития важно не просто помочь ребенку восстановить нарушенные «опции». Важно вовремя установить истинные причины, вызвавшие отставание.

И чем раньше, тем успешнее будет дальнейшая адаптация ребенка к жизни в социуме. Один только психолог или логопед в таких случаях ситуацию не спасет.

Но правильное и своевременное лечение поможет малышу избежать проблем в общении со сверстниками и старшими людьми, трудностей с обучением, психологических комплексов.

Источник: http://TheRebenok.ru/razvitie/zaderzhka-psixorechevogo-razvitiya.html

Задержка психоречевого развития у детей: причины, симптомы, лечение

Задержка психоречевого развития: симптомы и лечение

Мало кто из мамочек серьезно беспокоится по поводу того, что их чадо откровенно отстает в развитии речи: говорит мало, невнятно, словами, не связанными в предложения, либо не говорит вовсе в возрасте 2 года и старше.

При этом зачастую незамеченными остаются и другие «звоночки». А ведь если собрать их воедино, может оказаться, что малыш развивается с серьезной задержкой не только речи, но и психики.

В чем же выражается задержка психоречевого развития у детей? Кто ее диагностирует? Как это лечится?

Как выглядит ЗПРР?

Врачи могут поставить такой диагноз «задержка психоречевого развития», если налицо будут признаки отставания в развитии речи и интеллекта в целом.

При этом чаще всего изначально возникает именно задержка речи, которая затем, если ее не распознать и не скорректировать своевременно, «тянет» за собой и психическое развитие: ребенок начинает отставать интеллектуально.

То есть если спохватиться вовремя, диагноз может оказаться более легким, а его коррекция даст лучшие результаты.

Если ваш малыш младше 4 лет и ему поставлен диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не игнорируйте лечебные и коррекционные мероприятия, полагая, что ваше чадо с возрастом само всему научится, не сваливайте все на индивидуальные темпы развития. Упустите время – борьба будет более продолжительной и упорной, а результаты ее в конечном итоге могут оказаться хуже.

Что значит – спохватиться вовремя? Это значит обратить внимание на те или иные тревожные признаки. Их много, они весьма разнообразны и не всегда иллюстрируют именно задержку психоречевого развития. Однако важно своевременно понять: не все благополучно, если у ребенка отмечаются такие симптомы:

  • обильное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов;
  • высокая возбудимость;
  • гиперактивность;
  • заторможенное логическое мышление и проблемы с памятью, заметно преобладает зрительная (наглядно-образная) память над слуховой;
  • частые перепады настроения, эмоциональный фон неустойчив;
  • низкая концентрация внимания на предметах, просьбах, действиях;
  • отсутствие интереса к развлечениям;
  • неуклюжесть, проблемы с координацией;
  • трудности с пониманием речи и просьб, отсутствие реакции на них в возрасте до года и позже;
  • агрессивность к окружающим или аутоагрессия;
  • стереотипное поведение (однообразные немотивированные действия);
  • отсутствие реакции на какие-либо звуки, помимо речи;
  • отсутствие минимальных навыков выполнения тех или иных действий (с предметами, игрушками, одеждой) в возрасте старше 2 лет;
  • «мозаичное» запоминание;
  • непонимание роли игрушек (они используются не по назначению, а вместо них малыш пользуется предметами обихода);
  • нарушения письма.

Но самые главные симптомы связаны, конечно же, с речью:

  • ребенок замкнут, чурается общения со сверстниками, не выражает радости при появлении родных;
  • не говорит сам либо не пытается активно повторять за взрослыми звуки и отдельные слова до полутора лет;
  • произносит отдельные слова, не умея составить из них даже простейшие фразы;
  • говорит «на тарабарском языке», быстро и невнятно, с выраженным искажением артикуляции, из-за чего его практически невозможно понять даже родителям.

Обратите внимание, насколько своевременно малыш осваивает речевые нормы с самых ранних месяцев.

Если он не гулит с 2 до 6 месяцев, не лепечет в 4–9 месяцев, не произносит простые слова из парных слогов в районе года (мама, баба), не формулирует простейшие фразы в 2 года – это серьезный повод обследовать кроху, пока еще не поздно. С 2 до 4 лет коррекция и лечение проходят намного легче и результативнее, чем позже.

Если замечены хотя бы несколько из этих симптомов, необходимо проконсультироваться с педиатром. При необходимости он назначит консультации других специалистов.

Что провоцирует появление ЗПРР?

Случается, что ЗПРР ставят деткам из неблагополучных семей, где их воспитанием и развитием никто не занимался (так называемая социальная запущенность). Но в большинстве случаев такую задержку провоцируют те или иные патологии развития центральной нервной системы малыша. Это могут быть следующие заболевания или состояния:

  • менингит и другие инфекционные болезни, поражающие головной мозг;
  • детский церебральный паралич;
  • эпилепсия;
  • аутизм;
  • гипоксия плода;
  • синдром Дауна;
  • высокое внутричерепное давление;
  • опухоли или кисты головного мозга;
  • ишемия или патологии головного мозга;
  • лейкодистрофия;
  • психические болезни.

Конечно, сами по себе, «на ровном месте», такие заболевания не возникают, их провоцируют те или иные неблагополучные факторы.

Подписывайтесь на бесплатный закрытый эфир

Как развивать ребенка ГАРМОНИЧНО

ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ И ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ПЛАН ИГР НА НЕДЕЛЮ

Нажимая на кнопку “Отправить заявку”, я даю согласие на обработку персональных данных

Что же может способствовать появлению задержки психоречевого развития у детей?

  • Нездоровый образ жизни беременной (курение, алкоголизм, наркомания).
  • Частые нервные переживания, постоянные стрессы будущей мамочки в период вынашивания плода.
  • Тяжелая беременность, осложненная токсикозом, проблемами с почками, инфекционными заболеваниями матери, обострением хронических болезней и т. д.
  • Редкие хромосомные или генетические болезни, приводящие к торможению развития ребенка.
  • Тяжелые роды, родовая травма.
  • Тяжелые заболевания, которые малыш перенес до 2 лет.

Как уже говорилось, иногда ЗПРР возникает на фоне социальной запущенности. То есть к ней приводят:

  • неблагоприятная психологическая атмосфера в семье (частые скандалы, драки, крики);
  • тяжелая психологическая травма малыша (например, испуг);
  • грубое обращение с ребенком, насилие (физическое или психологическое).

Обследование, диагностика

При подозрении на ЗПРР необходимо пройти комплексное обследование, поскольку приведенные симптомы могут указывать и на другие заболевания. Поэтому прежде чем назначать лечение, важно поставить точный диагноз.

  1. Для начала нужно обязательно посетить невролога. Он изучит медкарту ребенка, выяснит особенности развития, отправит малыша на дополнительное обследование. В число исследований обязательно будут входить МРТ и энцефалограмма, которые позволят выявить нарушения в работе мозга и оценить его общее состояние.
  2. Далее потребуется визит к отоларингологу (а при необходимости – и к сурдологу), чтобы обнаружить возможные отклонения в развитии органов слуха.
  3. Обязательно придется посетить детского психолога и логопеда, которые дадут оценку речевым навыкам ребенка и степени отклонения их от нормы.
  4. Часто прояснить картину помогают генетик и детский психиатр, если в процессе обследования возникают подозрения на генетические или психиатрические заболевания.

Пройти полное обследование – необходимый этап. Ведь ЗПРР – это лишь следствие тех или иных отклонений. А потому так важно выяснить причину, которая эти отклонения вызвала. Устранять нужно именно ее, а не просто бороться с задержкой развития ребенка.

Лечится ли это?

О возможности или невозможности полного излечения ребенка скажет только доктор после обследования. Все зависит от степени тяжести диагностированных заболеваний и возраста, в котором начнется лечение. А еще – от упорства родителей, понимающих, что лечение может занять не один год, и не опускающих руки.

Лечение и коррекция задержки психоречевого развития проводятся обязательно комплексно. Этот комплекс объединяет:

  • лечение с помощью медикаментов;
  • занятия со специалистами (дефектолог, логопед, психолог);
  • постоянные развивающие занятия с родителями;
  • альтернативные методы коррекции.

Подбор медикаментозного лечения – этап ответственный, т. к. при этом важно учесть индивидуальные особенности развития и состояния малыша, возможные реакции на препараты.

Не отказывайтесь от медикаментов, которые назначает доктор. Не отмахивайтесь от них и уж тем более не экспериментируйте с лекарствами самостоятельно! Этим вы только навредите своему чаду!

В зависимости от конкретного диагноза, а также общей клинической картины ребенку могут назначить препараты группы ноотропов, улучшающие кровоснабжение и питание клеток мозга, седативные средства, витаминно-минеральные комплексы.

В помощь таблеткам

Итак, в помощь таблеткам обязательно назначают коррекционные мероприятия. Весьма эффективными, в зависимости от конкретной ситуации, могут оказаться немедикаментозные способы коррекции ЗПРР:

  • электрорефлексотерапия – на пораженные участки мозга воздействуют микротоки;
  • магнитотерапия – на кору головного мозга воздействуют низкочастотным магнитным полем;
  • иглорефлексотерапия – активация биоточек специальными иглами;
  • лечебная физкультура – плавание в бассейне, специальные упражнения в спортзале,
  • мануальная терапия – воздействие рук специалиста на нужные зоны;
  • арт-терапия — творческие занятия и приобщение к искусству;
  • иппотерапия – общение детей с лошадями;
  • дельфинотерапия – общение с дельфинами.

Помимо этого, малышу может понадобиться помощь других профессионалов. До 2 лет коррекцию речи проводит дефектолог, с четырех его сменяет логопед. При наличии психологических проблем, особенно психологической травмы, хорошим подспорьем станут занятия с психологом.

Также заниматься с ребенком, которому врачи поставили диагноз «задержка психоречевого развития», будут дома родители. Что им нужно будет делать?

  • Выполнять упражнения на развитие крупной и мелкой моторики.
  • Подобрать игры, развивающие внимание, память, усидчивость.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.

Родители должны оградить своего малыша от эмоциональных перегрузок, стрессов, любого насилия, обеспечить ему полноценное питание, подвижные игры, продолжительные прогулки на воздухе, общение с другими людьми для социальной адаптации.

Итак, три основных ключа для лечения ЗПРР – своевременность, терпение и максимум внимания ребенку. Тогда шансы преодолеть проблемы вырастут в разы.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/zaderzhka-psihorechevogo-razvitiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.